Школа – не место для гаджетов!

11 апреля в мэрии Саранска состоялась интереснейшая встреча, участники которой бурно спорили о роли семьи, общества и школы в процессе воспитания подрастающего поколения. Веской причиной для созыва собрания стало несколько инцидентов с участием детей, имевших место в ряде саранских школ.

 
Мэр Саранска Пётр Тултаев подчеркнул, что, на его взгляд, в современной школе в отношениях со школьниками не хватает искренности, объективности и открытости. «Школа должна не только давать знания, но и воспитывать. Когда мы учились, возвращения родителей с собраний ждали с трепетом в сердце. И если, ни дай Бог, нам делали замечание, было несдобровать. Сейчас ситуация кардинально изменилась. Родители не только оправдывают и защищают своих детей в случае их провинности, но и во всем обвиняют педагога. Как сместить эти акценты обратно?» — задал вопрос Петр Тултаев.
Участники собрания согласились с тем, что укоренившийся в обществе стереотип «неблагополучная семья – невоспитанный ребенок» ушел в далекое прошлое. Сейчас и в обеспеченных семьях вырастают такие дети, что, как говорится, «оторви да брось». К чему все это приводит – показывает жизнь. 
«Немаловажную роль в разрешении конфликтных ситуаций в образовательных учреждениях должны играть родительские комитеты. А пока они работают только на бумаге. Мы живем не на Луне, видим, что происходит в системе образования. В пожарном порядке реагируем лишь тогда, когда что-то происходит, а должна быть систематическая работа в этом направлении. Сколько угодно можем кивать на внешние факторы, но и с себя ответственности не снимаем», — сказал мэр Саранска.
Участники беседы согласились, что в современном мире в образовательной среде на первый план выходят вопросы не воспитания, а обучения. Как отметили на встрече представители педагогического сообщества, учитель должен понимать, что он обучает не объект, а личность. Проблема конфликтных ситуаций между школьниками была, есть и будет. В подростковом возрасте дети агрессивны из-за бурного развития гормональной системы, в этот период их мозг испытывает колоссальную стрессовую нагрузку. «Агрессивность у каждого подростка проявляется по-разному и она не зависит от того, в какой семье растет ребенок – благополучной или нет. В основе воспитания подрастающего поколения лежат ценности, а ценности формируются в семье», — отметила старший преподаватель кафедры специальной и прикладной психологии МГПИ им. М.Е. Евсевьева Елена Самосадова.
Также участники встречи обсудили волнующий подавляющее большинство участников учебного процесса (причем с обеих сторон) вопрос – о гаджетах в школе. Большинство однозначно согласились с тем, что современные телефоны и планшеты не только мешают учебному процессу, но и подталкивают подростков к совершению необдуманных поступков.
Заместитель начальника полиции по охране общественного порядка Управления МВД России по г.о. Саранск Алексей Илиев предложил, чтобы в школу разрешали носить только кнопочные телефоны, и только для оперативной связи с родителями.
В отдельных саранских школах уже наработана практика по запрету использования телефонов во время учебного процесса. «В начале каждого учебного года родители наших учеников подписывают соглашение, в котором четко прописано о запрете использования телефонов во время уроков и на переменах. Если ребенок достает телефон, педагоги или дежурные учителя забирают его и  возвращают только родителям. Многие, когда забирают гаджеты, говорят: «Оставьте его у себя до конца года», но некоторые родители нас не поддерживают. В этом смысле у нас идет настоящая война», — поделилась опытом и.о. директора гимназии №20 Елена Шумилкина.
По данным ВЦИОМ, идею запрета гаджетов в школе поддерживают 74% россиян. Это не только родители школьников, но и те, у кого нет детей школьного возраста. 83% россиян убеждены, что телефоны и смартфоны мешают школьникам учиться. 
«Нам нужно чаще встречаться и общаться в таком формате. Не исключаю, что подобная встреча пройдет и с родительской общественностью. Проблема эта многогранная. Кто в нашем детстве специально занимался нашим воспитанием? В семье у нас было семеро детей, но мы четко знали, что такое хорошо и что такое плохо. Нас высоким словом не воспитывали, но все было понятно. Сейчас 1-2 ребенка, и с ними не могут справиться. Конечно, поменялась информационная культура в целом. Мы смотрим убийства по телевизору и одновременно пьем чай. И это общая проблема. Если что-то от нас зависит в плане создания нормативно-правовой базы, которая позволила бы не допускать конфликтных ситуаций в стенах школы, давайте приступать к этому», — резюмировал Петр Тултаев.
 

Personal web page Mordovia newspaper (с)