№ 46 (546)

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ

Газета Мордовия

Газета Мордовия

 

Праздники России

МНЕНИЕ

Довольны ли вы количеством спортивных площадок в своем городе?

Да, их достаточно
Площадок много, но не все они хорошего качества
Нет, у нас мало мест для занятий спортом
Их слишком много, лучше использовать эти площади для других нужд


Результаты опроса

Новости :: ПотребительВыпуск № 7 (507) от 16.02.2017
Досада с ОСАГО

Как автолюбителей пытаются «развести» на дополнительные траты

С 1 января в России вступили в силу поправки в Закон об обязательном страховании автогражданской ответственности. Страховщиков обязали продавать электронные полисы ОСАГО, причем в круглосуточном режиме. Мы попытались выяснить, стало ли проще оформить страховку от ДТП в Мордовии.

 

«Автогражданка» без бланка?

Этих новшеств водители ждали давно. Ситуация с ОСАГО в последнее время стала абсурдной. Оформить полис можно было только с дополнительными услугами, поэтому стоимость страховки возрастала чуть ли не вдвое. Несогласных страховщики отправляли восвояси, ссылаясь на дефицит бланков. Там, где эти полисы появлялись, автолюбители  занимали очередь чуть ли не с рассвета. 

Теперь эти мытарства, по идее, должны закончиться. С начала 2017 г. все страховщики, работающие на рынке ОСАГО, обязаны обеспечить покупку полиса в электронном виде. При этом длительность перерыва в работе сайтов не должна превышать 30 мин., а плановые технические работы обещают проводить после уведомления не позже, чем за сутки с указанием времени окончания.

Однако на поверку оказалось, что все не так просто, как кажется на первый взгляд. 

- Здесь, кому как повезет, - говорит житель Саранска Андрей Анисимов, который недавно оформил электронное ОСАГО. - Были трудности с введением данных, почему-то сайт без конца «зависал». Но я проявил упорство. После нескольких неудачных попыток все получилось. Конечно, нервов потратил много. 

В Российском союзе автостраховщиков сообщают, что проблемы с оформлением  электронных полисов были в начале января, но теперь система отлажена. Чаще всего недоумение клиентов вызывает требование указать дату выдачи первого водительского удостоверения. Многие из них этой информацией не располагают. Потребители также жаловались, что не могли купить полис на сайте выбранной страховой компании, поскольку единый агент перенаправлял их на сайт другого страховщика.

Но, несмотря на все «подводные камни», система работает. За январь 2017 г. в России было продано больше электронных договоров ОСАГО, чем за 6 месяцев 2016 г. Напомним, что ранее страховщики предоставляли такую услугу только в добровольном порядке. Теперь же компании, которые отказывают в электронных полисах, ждут большие штрафы.

 

Осторожно, «двойники»!

Новшеством, как всегда, не преминули воспользоваться мошенники. В Интернете расплодились «клоны» сайтов российских страховых компаний по продаже электронного ОСАГО. Кроме того, появились сайты «посредников», которые продают полисы разных компаний, хотя такая «помощь» в оформлении электронного ОСАГО запрещена законом. Посредническая услуга становится «медвежьей»: деньги снимаются, а полис на электронную почту не присылают, либо направляют документ, который оказывается недействительным. 

Чтобы не попасть на крючок мошенников, Банк России рекомендует внимательно проверить электронный адрес официального сайта страховой компании, а также изменение его при переходе на новые страницы. Если возникли сомнения: сначала позвоните на горячую линию страховой компании, а потом оплачивайте премию. 

- Один из признаков сайта-клона - предложение оплатить полис через сервис электронных кошельков, - отмечают в Центробанке РФ. – Страховые компании чаще всего используют оплату с помощью банковской карты. Полный перечень официальных сайтов страховых компаний можно просмотреть на сайте Российского союза автостраховщиков.  

Отметим, что после заключения договора ОСАГО онлайн страховщики направляют полис  клиенту по электронной почте и размещают его в личном кабинете автовладельца на своем сайте.  Но имейте в виду, что при управлении  транспортным средством,  все равно потребуется его бумажный вариант. 

 

По старинке и без переплат

Те, кого смущает электронное новшество, могут оформить его по прежней схеме и также без переплат. 

- Страховая  компания не вправе навязывать другие виды страхования, обуславливая этим продажу полиса ОСАГО, - отмечает начальник отдела информирования и консультирования по вопросам защиты прав потребителей Центра гигиены и эпидемиологии в РМ Юлия Тундыкова.

Таким образом, закон на стороне автолюбителей! От навязанной страховки можно отказаться! Так называемый «период охлаждения» устанавливается страховщиком, но не может составлять менее 5 дней со дня заключения договора.

- Это касается практически всех популярных видов страхования. В перечень входят: страхование жизни, средств наземного транспорта, имущества, страхование от несчастных случаев и болезней, финансовых рисков, медицинское страхование и т.д., - поясняет Юлия Тундыкова. - Для расторжения договора страхования гражданин должен обратиться с письменным заявлением в страховую компанию. В свою очередь, страховая компания обязана вернуть уплаченные за полис деньги в полном объеме, если договор страхования не вступил в силу. Если же договор начал действовать, то страховщик вправе удержать при возврате средств часть премии, пропорциональной количеству дней, прошедших с начала действия договора (обычно это не более 30 рублей).

Пользуйтесь своим правом, уважаемые автолюбители, и тогда проблем с оформлением страховки у вас не возникнет никогда. 

 

С.Медведева. 

 

 

Проценты пошли на спад

 «Деньги на дом», «Наличные за 15 минут» - объявления такого типа  расклеены на каждом шагу. Получить 10-50 тысяч рублей можно, не имея «гроша за душой», постоянной работы и даже не выходя из своей квартиры. Еще недавно такое «выгодное» предложение могло загнать в долговую яму. Напомним, что до конца марта 2016 г. никаких ограничений по ставкам экспресс-кредитов не было вообще, поэтому их оформляли под драконовские проценты – 700 годовых и более. Потом «аппетиты» микрофинансовых организаций несколько умерили. 

С 2016 г. вступила в силу норма, которая более жестко, чем раньше, ограничивает долговую нагрузку клиентов таких компаний. К примеру, если человек занял у микрокредитора 100 рублей, то
по новым правилам должен вернуть не больше 400.

- Теперь микрофинансовые организации не вправе продолжать начисление процентов по займу, если сумма начисленных по договору процентов достигнет трехкратного размера суммы займа (ранее было четырехкратного). Например, если вы оформили займ на 5000 рублей сроком на 10 месяцев под 2% в день, то начисление процентов прекратится примерно через 5 месяцев, - поясняет Юлия Тундыкова.

Если заемщик не внес очередной платеж по графику, то проценты будут начисляться только на непогашенную часть суммы основного долга. И то лишь до того момента, пока размер процентов не достигнет двукратного размера суммы непогашенной части долга. Далее проценты «замораживаются» до очередного платежа. 

Если заемщик внесет даже копейки, то начисления процентов продолжатся,  поэтому просроченный займ выгоднее погашать полностью, а не частями.

Микрофинансовая организация вправе начислять неустойку (штрафы, пени), но только на не погашенную заемщиком часть суммы основного долга. 

Отметим, что все вышеуказанное применяется только к договорам займа, заключенным  после 1 января 2017 года и если срок возврата таких «экспресс-денег» не превышает один год.

 

 

Коллекторы не побеспокоят?

С января 2017 г. начали действовать новые правила работы коллекторов. Законом установлено, что сотрудники таких служб не вправе докучать должнику звонками. Разрешается набрать его номер не чаще одного раза в сутки, два раза в неделю и восемь – в месяц. Также установлено максимальное количество SMS-сообщений: два раза в день, четыре – в неделю и 16 – в месяц. 

Не допускается взаимодействие с должником в рабочие дни с 22 до 8 часов и в выходные дни с 20 до 9 часов по местному времени. Запрещается лично встречаться с должником более одного раза в неделю. 

Коллекторы теперь обязаны в начале разговора называть свою фамилию и должность, в том числе и в SMS-сообщениях должнику. Им запрещено применять физическую силу, угрожать убийством или причинением вреда, оказывать психологическое давление. Коллекторы больше не имеют права рассказывать о должниках в социальных сетях, звонить им на работу. Они не могут распространять информацию о задолженности конкретных лиц и с помощью листовок.

Кроме того, они не вправе беспокоить инвалидов первой группы. Если «выбиватели долгов» превысили свои полномочия, то сообщите об этом в полицию. Им грозит административная или даже уголовная ответственность. 

Самое главное, что должнику закон предоставил право отказаться от общения с указанными лицами.

- Если с даты возникновения просрочки исполнения обязательств прошло более четырех месяцев, то должник может направить кредитору или коллекторской организации заявление, в котором выразит свой отказ от взаимодействия. В этом случае ни кредитор, ни коллекторы его не вправе беспокоить, – поясняет Юлия Тундыкова. 

 

Версия для печати Версия для печати