№ 13 (877)
Газета Мордовия

 

 

Праздники России

МНЕНИЕ

Довольны ли вы количеством спортивных площадок в своем городе?

Да, их достаточно
Площадок много, но не все они хорошего качества
Нет, у нас мало мест для занятий спортом
Их слишком много, лучше использовать эти площади для других нужд


Результаты опроса

Новости :: ПотребительВыпуск № 40 (228) от 05.10.2011
Как обманывают в супермаркетах?

Самые популярные приемы  «честного» отъема денег в магазинах самообслуживания

Обвес и обман на рынках - дело привычное и давно никого не удивляет. С приходом в нашу жизнь супермаркетов и гипермаркетов потребителям отнюдь проще не стало. На поверку современные торговые сети оказываются теми же самыми «совковыми» магазинами, только более «прожорливыми». На смену банальному обвесу и обсчету пришли более изощрённые способы продать тухлятину за «первый сорт».

 

За охрану в ответе

Большинство из нас настороженно относятся к покупкам в маленьких магазинчиках: и товар там часто залежалый, и культура обслуживания оставляет желать лучшего. Как заблуждаются многие, считая, что в крупных супермаркетах должно быть все под контролем. Начнем с самого начала. Прежде, чем попасть в торговый зал, у потенциальных покупателей требуют оставить вещи в камерах хранения. Хотя рядом с ними вывешена табличка: «за сохранность личных вещей магазин ответственности не несет». Получается, мы идем навстречу администрации торговых точек на свой страх и риск? К слову, в Саранске уже были претенденты, когда ячейки взламывались и покупатели оставались без сумок и других ценных вещей.

- Во-первых, обязывать покупателей оставлять вещи в камере хранения продавец не вправе, - поясняет специалист консультационного центра для потребителей ЦГиЭ в РМ Юлия Тундыкова. – Во-вторых, объявления о том, что администрация не несет ответственности за сданные на хранение вещи, не имеют под собой законодательной основы. В-третьих, если предлагается оставить вещи в камерах хранения, то для их сохранности должны быть приняты все необходимые меры. Если же у покупателя похитили сумку из камеры хранения, то он может потребовать у руководства магазина возмещения ущерба.

Стоит сказать несколько слов и об утраченных посетителями номерках от камер хранения. В подобной ситуации администрация нередко обязывает уплачивать штраф – 200-300 рублей. Хотя в данном случае речь должна идти о возмещении ущерба, который несет магазин в результате потери номерка, то есть, возможно, ста-двухсот рублях. Чувствуете разницу?



Следим за весом

Многие сегодня идут в супермаркеты за свежими и качественными продуктами. Мнение, что оборачиваемость в таких сетях достаточно быстрая и продукты не успевают испортиться, на самом деле – миф. На прилавках магазинов самообслуживания также встречаются сыр с неблагородной плесенью, осклизлые колбасы, черствые батоны, конфеты с белым налетом и прокисшее молоко. Как вы думаете, для чего в супермаркетах открываются кулинарные отделы? Там, где на подносах и блюдах разложена всякая всячина полностью готовая к употреблению: салаты, рыба, мясо, тушеные овощи и полуфабрикаты. Не только для привлечения покупателей, но и «безотходного производства». Ведь зачастую с помощью такой вот «местной кухни» магазины «реинкарнируют» продукты с истекшим сроком годности или на гране того. Например, основательно подпортившееся куриное филе могут обвалять в муке и аппетитно поджарить. В этом смысле гриль в супермаркете - панацея от большого количества проблем, в том числе от охлажденного мяса птицы «с душком».

Чаще всего даруют «вторую жизнь» неликвиду не только с помощью тепловой обработки, но и холода, маринада: начавшую портиться рыбу зарывают в лёд, из мяса не первой свежести делают шашлык со специями. В остальном методы «подделок» бесхитростны и традиционны - подгнившие овощи и фрукты перемешивают с новой партией, а колбасная продукция и мясные деликатесы сомнительного качества упаковываются в «нарезку».

Целая наука – придание товарного вида залежалым продуктам. Сырокопченой колбаске устраивают банный день, снимая с нее белый налет. Заветренную рыбку до глянца натирают растительным маслом. Мясо охлажденное для сохранения красного цвета перед продажей может выдерживаться в совсем небезвредных растворах, поэтому хороший товарный вид – еще не показатель такого же качества.

Те продукты, которые надо побыстрее продать, обычно лежат на самом виду, в первых рядах. Чтобы не попасть впросак, обращайте внимание на этикетку, причем ориентироваться на срок годности нужно не по дате расфасовки, а по дате производства. Испорченные продукты могут также продаваться под вывеской «Акция», хотя несвежие продукты нельзя реализовывать даже со скидкой! Если купили по красной цене йогурт с плесенью или черствый торт, требуйте замены покупки или возврата денег.



У кассы дороже?

Усовершенствовалась технология обмана и с законным «отъемом денег».  Самый «невинный» - пробивание в чеке лишних товаров. Чем длиннее отчет о вашей покупке, тем больше желания у продавца включить в него «воздух».  Нередки случаи, когда вместо двух йогуртов, пробивают три или вам приплюсовывают уже оплаченную покупку предыдущего покупателя. К примеру, предшественник не берет чек, а кассир не сбрасывает информацию с компьютера. Таким образом, потребитель, загруженный покупками, вынужден оплачивать счет за себя и за соседа. 

Другой часто практикуемый способ обсчета - неверный штрих-код товара. Иногда компьютер не может распознать продукт, и кассир вбивает его вручную. Где гарантия, что она вносит в базу ваши сосиски нежные, а не элитный балык? Любой опытный работник хорошо ориентируется в товарных кодах и прекрасно знает, в каких случаях что пробить.  Те же «приемы» используют и продавцы торгового зала, устраивая «чехарду» с ценниками. Под дорогим товаром якобы случайно оказывается ценник с низкой ценой. Невнимательные покупатели берут его, что называется, не глядя, а на кассе, расплачиваясь за тележку товаров, разницу просто не замечают.

От подобного «фокуса», кстати, не застрахованы и те, кто глядит в оба. К примеру, потребитель взял банку кофе по выгодной цене. С ценником – полное соответствие, а на кассе сумма взлетает в два раза. Как быть?

- Цена – публичная оферта со всеми вытекающими последствиями, - поясняет Юлия Викторовна. - Следовательно, потребитель вправе приобрести товар по стоимости, указанной на ценнике. Если требование  потребителя не удовлетворяют, напишите об этом в книгу отзывов и предложений, сообщите в местное отделение Роспотребнадзора.
Еще одна уловка - пересортица. Например, лапша с маркировкой «В»  продается как макароны из твердых сортов пшеницы, яблоки польские, как подарочные. В таком случае может выручить только внимательность и многолетний опыт покупок.

 

Не позволяем лишнего

Главная «хитрость» магазинов самообслуживания – расчет на большие продажи и это срабатывает. Иногда мы следуем в супермаркет за пакетом молока и буханкой хлеба, а выходим с целой тележкой товаров. Такова психология сетей современных магазинов.   Над тем, чтобы «впарить» нам как можно больше товаров, работает целая армия маркетологов. Это не только красивая раскладка товара, но и даже использование ароматизаторов. Давно замечено, что там, где витает аромат кофе, повышаются продажи напитка в зернах, а где пахнет свежей выпечкой – лучше разбираются булочки, пирожки и пирожные. Аромат «копченостей» с таким же успехом повышает продажу колбас, сосисок, рыбы и сыров. Совет специалистов: чтобы не попасться в сети, лучше заранее составлять список покупок и не ходить в магазин голодным. Так будет меньше соблазна купить ненужные товары.



Разбили бутылку? Платите!

Мало кто из нас знает свои права, и магазины этим активно пользуются. Нередки случаи, когда покупателей заставляли безотлагательно оплачивать случайно  разбитую бутылку коньяка или банку кофе, разорванный пакет молока. А здесь не все так однозначно.

- К примеру, потребитель, выбирая товар, задел несколько стоящих рядом банок. Они упали и разбились. Или покупатель упал в магазине и опрокинул витрину, повредив товар. Как быть? Возможно, он поскользнулся на полу, который был плохо вытерт или задел товар на полке, потому что не было соблюдено необходимое расстояние между стеллажами. Если в произошедшем вины потребителя нет, то и оплачивать ущерб магазина он не должен, - комментирует наш эксперт. - Если покупатель и представители торговли не пришли к единому мнению, тогда следует обратиться в суд, где заслушают показания обеих сторон и свидетелей.



Даем сдачу

Еще одним «одурачиванием» потребителей является отказ в продаже товаров из-за отсутствия разменной монеты. Обеспечить сдачу – задача торговой сети, а не забота покупателя.

- Другим незаконным поводом для отказа в покупке зачастую являются мятые или грязные деньги, однако, согласно указания Банка России, купюры с повреждениями принимаются к оплате. Это загрязненные, изношенные, надорванные банкноты; имеющие потертости, небольшие отверстия, проколы, посторонние надписи, пятна, оттиски штампов; без углов и краев, - пояснила специалист консультационного центра для потребителей.

Путешествие по торговому залу может неожиданно завершиться осмотром ваших личных вещей охранником или продавцом. Знайте, что работники магазинов не имеют права вас обыскивать, даже если подозревают в воровстве. Обыск могут проводить только сотрудники полиции в присутствии двух понятых.

С.Медведева.

Версия для печати Версия для печати