№ 16 (880)
Газета Мордовия

 

 

Праздники России

МНЕНИЕ

Довольны ли вы количеством спортивных площадок в своем городе?

Да, их достаточно
Площадок много, но не все они хорошего качества
Нет, у нас мало мест для занятий спортом
Их слишком много, лучше использовать эти площади для других нужд


Результаты опроса

Новости :: ПотребительВыпуск № 30 (218) от 27.07.2011
Распродажа или лажа?

Как вынуждают покупателей потратить деньги

Лето – горячий сезон распродаж. На магазинах пестрят вывески, обещающие грандиозные скидки и ликвидацию товара. Подобные акции действуют, как магнит, – во время  «обвала цен» в торговых точках не протолкнуться, причем спросом пользуется любой товар под плакатом Sale.

Такова психология распродаж – пошел за хлебом, а потратил миллион. Начинаешь затариваться впрок, как будто в стране дефицит: покупаешь несколько упаковок йогуртов, в надежде выиграть поездку в Париж, пару пачек чая по цене одной, пол-литровую бутыль средства для мытья посуды с губкой в подарок, пятикилограммовой пакет стирального порошка, где 5% бесплатно, уцененное платье со сломанной молнией и т.д. В итоге все берешь вроде бы дешевле, на самом деле - остаешься без копейки. Как не «купиться» на низкие цены?

 


Поймать на «живца»

Самый распространённый прием представителей торговли - кратковременное повышение цен непосредственно перед «акцией», в результате которого скидка может быть для покупателя даже минусовой. Недавно в Саранск приезжала некая российская меховая ярмарка с распродажей пальто из мутона. Многие дамы, надеясь приобрести хорошую и недорогую верхнюю одежду, отправились на выставку женской радости. Однако приобрести шубку дешево и не сердито не получилось. К удивлению, цены на несезонный товар по акции оказались гораздо выше, чем зимой. Продавцы не стали отпираться и честно признались, что меха недавно подорожали.

Если магазин обещает хорошие подарки, то, скорее всего, в этом тоже есть «подвох». Например, приобретаешь холодильник, а микроволновку получаешь даром. Представители торговой сети не будут работать себе в убыток. Не исключено, что стоимость подарка уже заведомо заложена в цене приобретаемого товара. Между тем, гарантию на презент никто давать не собирается. Выгоднее будет купить товары по отдельности, оставляя за собой право на обмен и бесплатный ремонт.

А вот один излюбленный «фокус» продавцов бытовой техники. Торговая сеть объявляет о беспрецедентно низкой цене на стиральные машины, но потом оказывается, что «помощники для дома» той модели, на которую действует акция, уже раскуплены. Это верный расчет на прибыль – главное заманить покупателя в торговые сети: настроенный на покупку, он вряд ли уйдет из магазина с пустыми руками.



Не верь рекламе

Любопытно, что реальные распродажи в столице республики встречаются не так часто. На магазинах могут развешиваться кричащие вывески о ликвидации товара, а на самом деле скидки предоставляются только на «одну вешалку». В таком случае нарушаются права потребителей, поскольку их вводят в заблуждение. Если на наружной витрине крупно написано «Sale», значит, скидки - на весь товар, либо рядом должно быть уточнение, на какие наименования снижены цены.

Еще один популярный «трюк» - большая часть одежды, обуви или бытовой техники идет по минимальному уменьшению, однако на витрину выносятся куда более солидные цифры. Вывеска «sale до 50%» вовсе не означает, что любую понравившуюся вещь можно будет купить почти наполовину дешевле. Обычно по хорошим скидкам отпускается товар из старых партий, с браком или нестандартного размера. А модные вещички, пользующиеся спросом, купишь дешевле разве что на 3-5%.

Еще один пример магазинной уловки – арифметический. На джинсах висит этикетка: «Скидка 50 %», при этом старая цена - 2 тысячи рублей перечеркнута и написано 1100 рублей.  И без калькулятора понятно, что с нас возьмут лишних 100 рублей. По закону продавец обязан продать эти джинсы с заявленной скидкой – то есть именно 50%, а не 46%, и даже не 49,5 %. 


 
Скидка за качество?

Многие на распродажах охотятся за качественным и недорогим товаром, но можно ли его найти за яркими лейблами? Иногда под видом акции продавцы выставляют товары с небольшими дефектами, которые расходятся как горячие пирожки. И только дома покупатель обнаруживает брак, например, не застегивается молния на карманах брюк либо изрядно потерт рисунок на футболке. Огорченный, он опять идет в магазин, чтобы вернуть покупку, а ему говорят, что товары со скидкой возврату не подлежат. Здесь нарушение заключается в том, что на ярлыке этого товара обязательно должен быть указан дефект, по причине которого предоставляется скидка.

- Если нет акта уценки товара, а на чеке – штампа «Уценка», значит, товар считается полноценным, даже если приобретался с большой скидкой. А это значит, что при выявлении дефектов он подлежит возврату, - сообщили в Управлении Роспотребнадзора по РМ. – Некачественный товар нельзя возвратить в магазин только тогда, когда покупателя перед оплатой в письменном виде уведомили о том, что эта вещь имеет брак.

На распродажах принято заглазно приобретать вещи для всех членов семьи. Как быть, если новая футболка не подходит мужу по размеру, а платье дочери – по фасону? Продавцы в один голос утверждают, что товар, купленный по заниженной стоимости, обмену не подлежит. На самом деле это миф. Товары надлежащего качества, приобретенные на распродаже, можно обменять в обычном порядке.

 


Под грифом секретно

О началах проведения акции торговые точки трубят на все стороны, а об их окончании предпочитают скромно умалчивать. Иногда сезон летних скидок может продолжаться и в сентябре, а где-то он действует всего один день, хотя обновлять витрины не будут еще долго. Самая большая тайна торговых точек – общее число товара, отпускающегося по акции. Может быть, там распродаж всего с гулькин нос, зато сколько разговоров…



Подмена коллекций

В магазинах могут выдаваться за новинки откровенные стоки. Не исключены случаи, когда даже фирменные заведения «разбавляют» новые коллекции остатками старых.

Одно дело, когда  владельцы честно отгораживают для стоков угол в торговом зале, где выкладывают по скидкам все, что у них осталось от прошлых сезонов, другое – когда представляют их в одном ряду с последним писком моды. Цену на старый товар, как правило, назначают ниже, чем на новый, но все равно она явно завышена. По мнению специалистов модной индустрии, нераспроданный товар уже к концу текущего сезона сильно теряет в цене, а уж в следующем - он вообще должен отдаваться чуть ли не даром. Но у продавцов своя точка зрения на этот счет. Многие модели остаются «на волне» в течение трех и более сезонов и, естественно, продаются дороже, чем они стоят на данный момент. 



Числовой фокус

Кому не знакома ситуация, когда на витринах супермаркетов происходит чехарда с ценниками. Например, под большой банкой натурального кофе написано «80 рублей». Многие доверчивые покупатели возьмут ее, что называется, не глядя. Потом на кассе окажется, что покупка тянет на 300 рублей, а привлекательный ценник принадлежал кофейному напитку, который почему-то стоит совсем на другом месте.

Хотя если быть предельно внимательным, то тоже можно попасть впросак. Частенько торговцы «забывают» указать то старую, то новую цену, и наличие реального снижения в таких случаях маловероятно. Например, в торговом зале какой-либо вид чая проходит по скидке и на его ценнике написано «Выгодно», а компьютер на кассе почему-то выбивает гораздо большую стоимость. В таком случае кассиры требуют расчета по второму сценарию, объясняя, что акция уже давно завершилась, а продавцы спешно бегут менять старый ценник. Между тем покупатели имеют право приобрести товар по указанной стоимости в торговом зале.



Выбросить жалко, съесть вредно

Сегодня в торговых сетях чуть ли не каждый день устраиваются  распродажи еды: молоко с истекающим сроком годности за полцены, селедка не первой свежести по красной цене, потемневшие бананы со скидкой 70%. На таких покупках действительно можно сэкономить, но не без риска для здоровья. С одной стороны, все эти продукты официально считаются съедобными, с другой – могут вызвать отравление. Все дело в соблюдении температурных режимов хранения продукта, что особенно актуально в такую жару. Недавно на личном опыте убедилась, что длительный срок годности – еще не гарантия качества продукта. Купила на рынке протухшее куриное бедро, которое должно было оставаться  свежим согласно этикетке еще как минимум несколько месяцев. А что же тогда говорить о продуктах, которые вот-вот нужно оправить на помойку? Это как лотерея – может быть, пронесет, а может, окажешься на больничной койке? Слышала, как одна молодая женщина в супермаркете рассказывала, что никогда больше не возьмет уцененную еду. Она купила два йогурта по цене одного, которые можно было кушать только в день покупки. А в итоге они вообще оказались непригодными для еды – фруктовая начинка уже забродила. Сейчас она жалеет только о том, что сразу выбросила йогурт – надо бы отдать его на микробиологическое исследование. Вдруг там кишечная палочка была?

А.Светлова.

Версия для печати Версия для печати