№ 12 (876)
Газета Мордовия

 

 

Праздники России

МНЕНИЕ

Довольны ли вы количеством спортивных площадок в своем городе?

Да, их достаточно
Площадок много, но не все они хорошего качества
Нет, у нас мало мест для занятий спортом
Их слишком много, лучше использовать эти площади для других нужд


Результаты опроса

Новости :: ЖизньВыпуск № 29 (373) от 18.07.2014
В Большеигнатовском районе возрождают традиции предков

На прошлой неделе там прошел традиционный этнокультурный праздник эрзянского народа –  Велень озкс («Сельские моления»)

Первое и непреходящее предназначение этого праздника – это общение, встреча людей, разбросанных по просторам нашей огромной страны и не видящих друг друга порой, годами. Об этом, в частности, говорила глава администрации Большеигнатовского муниципального района Татьяна Полозова. «Смысл этого праздника – в объединении людей, – сказала Татьяна Николаевна. – Мы всегда поддерживали и будем поддерживать усилия Григория Мусалева, который искренне переживает за свой народ, но мы сможем возродить свой народ, язык и культуру, только объединив усилия всех людей, живущих на этой земле». 

 

После зажжения традиционной (более метра в длину) свечи и вознесения молитвы верховному языческому божеству эрзян Инешкепазу с речью к собравшимся обратился Кшуманцян Пиргуж (Григорий Мусалев). Он с горечью говорил о том, что численность эрзянского населения от переписи к переписи неуклонно сокращается. «Если еще до войны эрзян было 1,5 миллиона, то сейчас осталось 700 тыс. человек», – сказал он. Причем, по его словам, сокращение происходит не только за счет естественных причин. Многие этнические эрзяне за последние 60-70 лет обрусели настолько, что забыли не только свой язык, песни, обычаи предков, но и просто дорогу в родные края. Все начинается со школы. Ведь если раньше все преподавание в эрзянских селах велось только на эрзянском, а русский язык был всего лишь одним из предметов, то сегодня все преподавание в национальных районах – на русском, в то время как изучению иностранных языков часов в школьной программе уделяется больше, чем эрзянскому. 

Ему возразил заместитель министра культуры и туризма РМ Николай Храмов: «Я могу говорить и по-мокшански, и по-эрзянски, но буду говорить по-русски, поскольку здесь есть люди из других регионов страны, другой национальности и даже вероисповедания. Всех нас объединяет русский народ и русская культура». Мордовских людей (не важно, мокшан ли, эрзян) всегда отличало величие души и гостеприимство. Не было в мордовских селах человека более дорогого, чем гость или путник. Кем бы он ни был, он получал и хлеб, и кров. «Мы – за сохранение языка, за сохранение нашей культуры, но в то же время мы будем прикладывать максимум усилий для того, чтобы сохранить межнациональное единство, которое отличает Мордовию», – сказал Николай Храмов.    

В этом году помимо районов Мордовии, имеющих компактно проживающее эрзянское население – Ардатовского, Атяшевского, Ичалковского, Большеберезниковского, Кочкуровского, Дубенского, своих представителей на Велень озкс в Ташто Кшуманця прислали Эстония, Пензенская, Нижегородская, Самарская, Волгоградская, Иркутская области и Красноярский край. Самые заслуженные люди села (их было много) получили награды и поздравления от Главы, Правительства, Госсобрания Республики Мордовия, республиканских министерств по национальной политике, культуре и туризму. 

После официальной части начались народные гулянья. Жители Ташто Кшуманця и окрестных сел приготовили для своих соплеменников доброе угощение. Все, чем богата эрзянская земля, вода и леса, все это стояло на столах, любезно выставленных перед гостями. Соленые грибы и квашеная капуста, жареные караси и мясная нарезка, чапамо ловсо и свежий мед, горячие блины и каленые в чугунке куриные яйца. Все, абсолютно все нашло своего ценителя и потребителя. 

Не стоит и говорить о том,  что такая же участь ждала и традиционные мордовские напитки – всевозможные виды позы, пуре и медовухи. 

Отведав блюд и напитков, собравшиеся приняли участие в традиционных спортивных игрищах. В середине зеленой поляны была сооружена песочная арена, в центре которой состоялись схватки борцов на поясах, а чуть ранее детские забавы по выбиванию из круга противника подушкой. Рядом перед импровизированной стенкой в меткости глаза и крепости рук состязались молодые люди, метавшие боевой топор, дротик и охотничий нож. Здесь же в стрельбе из имитации настоящего лука соревновалась другая группа молодых людей. 

Маленькие дети, пользуясь удобной возможностью, с радостью осваивали привезенные откуда-то издалека парковые аттракционы: батуты, маленькие автомобильчики. А их родителям волей-неволей приходилось удовлетворять запросы малышей, желавших отведать поп-корна и сахарной ваты. 

Кульминационной точкой торжеств стало приготовление традиционного мордовского супа букань ям. «Бука» – так в эрзянских селениях называют быка, и поэтому рецепт приготовленного блюда прост и ясен для каждого. По словам главы сельского поселения Ташто Кшуманця Петра Болькина, в этом году на приготовление букань ям было использовано мясо сразу трех животных, а столы для жертвенного угощения растянулись на десятки метров. 

Общую оценку происходящему дал председатель одного из фермерских хозяйств Большеигнатовского района Владимир Болькин. «Да, – сказал он, – народ у нас живет небогато. У многих нет постоянной работы, поэтому приходится выкручиваться за счет личного подворья. Но мы всегда рады гостям. Подобные праздники – это единственная в году возможность хоть на короткое время отвлечься от тяжелой деревенской работы, встретиться с друзьями, которых давно не видел, пообщаться с ними. Для нас, эрзян, это самое главное». 

 

А. Пьянзин.

Версия для печати Версия для печати