№ 16 (880)
Газета Мордовия

 

 

Праздники России

МНЕНИЕ

Довольны ли вы количеством спортивных площадок в своем городе?

Да, их достаточно
Площадок много, но не все они хорошего качества
Нет, у нас мало мест для занятий спортом
Их слишком много, лучше использовать эти площади для других нужд


Результаты опроса

Новости :: ЖизньВыпуск № 18 (206) от 03.05.2011
Отделение «сектантов» или товарищество единомышленников?

Мордовские наркологи предлагают новую методику лечения

-Они там реально кричат часами, я сам слышал! – округлив глаза, рассказывает бывший пациент Республиканского наркологического диспансера. – Пишут чего-то целыми днями. В натуре – сектанты!..
Отделения нашего наркодиспансера не одинаковы. Есть здесь 2-е, «острое» и закрытое, куда поступают пациенты с алкогольными психозами, есть 3-е, со свободным выходом, в 5-м лечатся женщины и наркозависимые. Там тоже «строгий режим». В отделении № 4, тоже не имеющем свободного выхода, много пациентов, которые ложатся сюда на двое-трое суток «под капельницы». И во всех этих отделениях основной процесс лечения заключается в детоксикации (очищении организма от продуктов распада алкоголя) и последующей поддерживающей медикаментозной терапии. На этом фоне та методика, которая используется в реабилитационном отделении № 6, действительно необычна. Наверное, поэтому честят их едва протрезвевшие пациенты «сектантами». А может быть, тому есть основания? Что же происходит в реабилитационном отделении «Гармония» на самом деле и почему их вдруг окрестили «сектантами» некоторые обитатели РНД? Попробуем разобраться.


Зачем кричать?

Часами, конечно, никто не кричит. Хотя одно из упражнений телесно-ориентированной психотерапии действительно связано с громким на выдохе выкриком. Так называемую «телеску», эту своеобразную европейскую йогу, очень эффективную, но, к сожалению, малоизвестную широкой публике, систему физических и дыхательных упражнений, преподает здесь сама заведующая отделением Наталья Николаевна Прокина. Она проходила специализацию в институте Бехтерева в Питере. Там же учились ее молодые коллеги психологи Евгения Никитина и Наталья Потянова. И теперь уже можно сказать, что в отделении полностью сформировалось то психотерапевтическое сообщество, к которому нацеливала коллектив заместитель главного врача по медчасти Наиля Исхаковна Глямшина.
А самое главное заключается в том,  что принято решение о передаче отделению отдельного помещения на ул. Лесной в черте города.   И это будет уже не отделение, а полноценный Центр реабилитации, что, по сути, означает создание отдельного подразделения наркологической службы Мордовии. Там уже можно будет разместить женское отделение, отделение наркозависимых. Большинство наркологов сходятся во мнении, что для успешного избавления от  химических зависимостей необходимо длительное время лечения и реабилитации. А у нас ведь как? Пришел человек в диспансер, «откапался», закодировался и, решив что на этом проблема решена, с головой уходит в социум. Между тем, мировая практика наркологии свидетельствует о том, что для длительного, в лучшем случае – пожизненного и полного воздержания зависимому человеку надо менять не только привычки, но и само мировоззрение. А это возможно при длительной и упорной работе над собой. Но не в одиночку. В группе. Поэтому реабилитационная программа нашего «необычного» отделения знакомит пациентов с программой 12 шагов Всемирного товарищества анонимных алкоголиков…

Стоп. Вот еще одна причина, по которой к методикам «Гармонии» относятся настороженно. И не только пациенты, но и некоторые врачи-наркологи самого диспансера. Программа возникла в США, в конце 30-х годов прошлого века. И у ее истока стояли два алкоголика, считавших себя безнадежными, – биржевой маклер Билл и врач Боб. И хотя сейчас группы АА существуют в более чем ста странах мира, а в России – в 120 городах, и объединяют миллионы выздоравливающих больных, говорят про эту программу всяко-разно. Оценки рознятся от определения «самая эффективная на сегодня программа избавления от зависимостей» до того же самого пресловутого обвинения в сектантстве. У движения есть своя классическая литература – книги «Анонимные алкоголики», «12 шагов и 12 традиций», «Жить трезвыми». Выходит ряд периодических изданий. Интересно, что у нас в Саранске группы АА появляются и с перерывами действуют аж с 1997 года.



Сообщество в действии

Уже больше года с десятью пациентами «Гармонии» работают нарколог, три профессиональных психолога, социальный работник и два консультанта. Психотерапевтическое сообщество. Консультанты, это вообще совершенно новое явление для наркологии России. Это… бывшие пациенты РНД, сами уверенно вставшие на путь трезвости. У 50-летнего Александра и 38-летнего Николая – почти по два года реабилитации. Они поочередно и круглосуточно дежурят в отделении, находясь среди пациентов. Предполагается, что кому как не им известна суть этой болезни, ее специфика, те душевные переживания, которые испытывают больные. Задача консультанта заключается не только в поддержании дисциплины, но и в реальной помощи психологам, работающим с больными по программе реабилитации, а также  в самостоятельном проведении занятий.

По словам заведующей отделением, в идеале, реабилитационная программа рассчитана на полгода пребывания в стационаре и включает несколько этапов. Первый – детоксикация, которая может быть проведена в других отделениях, затем адаптационный  этап освоения программы, распорядка дня, очередности занятий и знакомства с другими пациентами. Человек осознает что, собственно, и как ему предстоит делать в реабилитации. Продолжает дело  этап интеграционный, когда пациент уже вплотную работает по предложенной программе и согласен с ее принципами. Затем выделяют стабилизационный цикл. К слову, в Мурманске, например, на этом этапе пациенты реабилитации выходят на работу, если ее имеют, но к вечеру возвращаются в Центр, на группу эмоциональной поддержки. Но это все в идеале. В реальности же едва ли найдется работодатель, готовый полгода оплачивать больничный. Поэтому большая ставка в «Гармонии» сделана на местную группу АА «Опора». Помещение для собраний группы уже второй год находится в том же здании РНД, где будет размещен реабцентр. Да и сама группа была возрождена под эгидой наркодиспансера. Дело небывалое для наркологии, поскольку в других регионах, говорят, «АА-шников» и близко не подпускают к нарколечебницам, видя в них чуть ли не конкурентов. У нас ситуация другая в принципе. НРД по первой просьбе предоставляет группе помещения. И празднование Нового года, и ряд встреч с анонимными собратьями из других городов, и празднование 75-летия этого всемирного движения группа «Опора» провела в административном здании НРД. А ребята из саранской группы, имеющие большие сроки трезвости, как минимум раз в неделю бывают в гостях у 6-го отделения. 



Сделать шаг

Основной своей задачей коллектив реабилитации считает именно эту - убедить больного в том, что алкоголизм это первичное, хроническое заболевание, которое прогрессирует и заканчивается смертью. Даже после длительного в 10-15 лет воздержания, алкоголик не научится пить по-человечески, как все нормальные, не больные люди. Не сможет контролировать потребления спиртного. На лекциях,  групповых и индивидуальных занятиях с психологами и консультантами воспроизводится история жизни больного от раннего детства, история его химической зависимости. Пациентам помогают понять, почему нелегко избавиться от химической зависимости одному, без посторонней помощи, пересмотреть и понять, как можно изменить привычный, но трагичный ход событий.

Конечно, не все так радужно. Наталья Николаевна свидетельствует, что устойчивую трезвость после выписки они наблюдают у 30 процентов бывших пациентов. Да и из тех, кто посещал после реабилитации группу анонимных алкоголиков, не все остались. И эти срывы были ужасны, зачастую с возвращением в нарколечебницу.



Вместо послесловия

Летом по личным делам в Саранске больше месяца провел 70-летний Джон. В 45-летнем возрасте он попал в реабилитационный центр из дипмиссии Новой Зеландии, где занимал ответственный пост. Его просто насильно отправил туда консул. Джон спивался. Он прошел курс. Затем добросовестно выполнил программу 90 на 90. Согласно ей после реабилитации он должен был ежедневно в течение трех месяцев посещать группы АА. Их в Вашингтоне предостаточно. С тех пор Джон не употреблял спиртного и постоянно посещает группы! Узнав, что в Саранске есть «Опора», Джон, практически не владея русским, приходил почти на все собрания. Встречался с коллективом врачей диспансера, пациентами реабилитации. На вопрос: «Когда вы сделали первый шаг?», ответил – «Каждый день». Своей высшей силой считает группу. Выглядит лет на 50, открыт, весел, остроумен…

Н.Мишин.

Версия для печати Версия для печати