№ 12 (876)
Газета Мордовия

 

 

Праздники России

МНЕНИЕ

Довольны ли вы количеством спортивных площадок в своем городе?

Да, их достаточно
Площадок много, но не все они хорошего качества
Нет, у нас мало мест для занятий спортом
Их слишком много, лучше использовать эти площади для других нужд


Результаты опроса

Новости :: ОбществоВыпуск № 18 (570) от 05.05.2018
Чужих детей не бывает

Помочь оступившемуся подростку – это главное в работе Центра временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей

Внашей республике, по данным специалиста, досконально владеющего темой, старшего инспектора отдела организации деятельности участковых уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних МВД по Республике Мордовия майора полиции Е.В.Карповой, беспризорных детей нет. Отрадно! Однако  приходится констатировать, что преступность среди несовершеннолетних снижается не такими темпами, какими бы хотелось. В прошлом году было поставлено на учет в подразделениях по делам несовершеннолетних 597 юных нарушителей.

 

О некоторых аспектах «взаимоотношений» несовершеннолетних правонарушителей и  защитников правопорядка – в этом материале.

Если к названным  почти 600 «свеженьким» нарушителям закона прибавить тех, кто уже «накручивал стаж», то цифра начнет движение  в сторону увеличения и покажет 737. Столько подростков, которые предприняли попытку противоборствовать с законом. Довольно нетрудно предсказать, чем это может закончиться.

Среди тех, кто не «ахает» и «не выражает озабоченности», а ведет конкретную, целенаправленную работу – Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей по Республике Мордовия. Девять человек вместе с начальником Центра майором полиции Д.Е.Ерыкалиным: три воспитателя, три дежурных по режиму, психолог и заместитель руководителя. Плюс гражданский персонал.

Сделаем «два шага назад», своего рода экскурс. С годами у этих учреждений менялись  формы работы, цель оставалась одна – помочь подростку. «И вот в облупившемся трехэтажном здании на Петергофском проспекте приступила к работе новая школа-интернат «Школа социально-индивидуального воспитания имени Достоевского» (не Ф.Э.Дзержинского, как считали некоторые, хотя он и был в январе 1921 года назначен председателем Комиссии при ВЦИК по улучшению жизни детей, а Федора Михайловича, чей портрет висел в Белом зале школы. – Ред.). И сразу выстраивается ассоциативный ряд: «Шкид» - «шкет» - «шкода».  Это – из «Республики Шкид». Ее написали два беспризорника – Григорий Белых, который погиб в годы репрессий, и Алексей Пантелеев. Первому  шел двадцатый год, второму не было и восемнадцати.

«В одном из углов лесной поляны поставлено пять геометрически правильных кирпичных коробок, составляющих все вместе правильный четырехугольник. Это и есть новая колония для правонарушителей». Эти строки – из «Педагогической поэмы» А.С.Макаренко. Позже учреждение станет носить имя своего шефа – Максима Горького. Начало публикации книги – 1933 год.

Сегодня аналогичные учреждения названы в духе времени – Центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей.  Они есть во всех регионах. Если обозначить привязку к нашей республике, то к этому названию надо добавить –«МВД по Республике Мордовия».

Перспективы у потенциальных питомцев школ и колоний в те давние годы были страшными: судьба уготовила им участь «человеческой пыли», пребывания на самом дне. Но, пройдя, допустим, Шкиду, и, вступив во взрослую жизнь, воспитанники становились литераторами и учителями, офицерами Советской Армии и шоферами, среди них также директор издательства и типографский наборщик, инженеры и агрономы.

Кем станут подростки, помещенные в Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей МВД по Республике Мордовия», пока неизвестно, известно одно – здесь делают все, чтобы эпизод об их нахождении в учреждении стал просто мимолетной случайностью, и ребята  вошли во взрослую жизнь подготовленными людьми.

В прошлом году здесь размещалось 65 подростков. Из них – 57 попали сюда за административные нарушения, 7 – за совершение социально опасных деяний, 1 – направлялся в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа. Возраст помещенных в Центр – от 12 до 17 лет. Среди них – восемь девушек.

- Попадают к нам и дети младшего возраста, - говорит Дмитрий Евгеньевич, - но очень редко. Вообще правонарушителей младше 17 лет не так много. Чаще к нам попадают подростки, близкие к совершеннолетию (15-17 лет). Как правило, в этом возрасте они начинают курить, пробовать алкоголь, нередко даже имеют более «серьезный» опыт.

А что значит более «серьезный» опыт? Подростков, преступивших закон, охраняет Уголовный кодекс: «Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста». Но этот же Кодекс не дает возможности «заматереть» пацанам, которые к своим 14 годам уже имеют что-нибудь из такого вот «букета»: убийство, причинение тяжкого вреда здоровью, похищение человека, кража, грабеж, разбой, вымогательство, неправомерное завладение автомобилем, террористический акт, захват заложника, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, хулиганство при отягчающих обстоятельствах. Как видите, весь «набор» сюжетов, регулярно прокручиваемых по телевидению, видео и т.д., целенаправленно «вбиваемых» в умы наших подростков. И тогда уже с преступившими закон другой разговор – «позаимствовавший» какую-либо из приведенных статей Уголовного кодекса несет уголовную ответственность и не подлежит освобождению от наказания.

Напрашивается вопрос: «Кто виноват?» Чинуши от педагогики придумали изуверский термин – «трудный подросток». А что – паинька «легкий», что  ли?  А если приложить этот ярлык к взрослым? Бомжи, алкаши, вороватые чиновники – они «легкие», что ли?  Кстати, наши летчики – трижды Герои Советского Союза И.Н.Кожедуб и А.И.Покрышкин, наш земляк Герой Советского Союза П.И.Орлов, повторивший подвиг Н.Ф.Гастелло, отнюдь не отличались в юности покладистыми характерами и примерным поведением. Но это не помешало им стать высоконравственными людьми. А вот некоторые из «тихеньких»…

Прямого ответа на этот в какой-то степени риторический вопрос нет. Елена Викторовна Карпова говорит:

- В прошлом году были выявлены и поставлены на профилактический учет в подразделения по делам несовершеннолетних 369 родителей, отрицательно влияющих на поведение своих детей. Всего же в республике стоит на учете 994 родителя. Сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних задокументировали 1489 административных правонарушений со стороны родителей, в том числе за неисполнение обязанностей по содержанию и воспитанию детей. Было выявлено четыре преступления по фактам неисполнения родительских обязанностей, соединенных с жестоким обращением с детьми. По результатам проверок семей, находящихся в социально опасном положении, 193 родителя были привлечены к административной ответственности за ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних.

Так, кто же в данном случае «трудный» - подросток или его родители?

Юристы, как и математики, склонны к лаконичности, логичности и пунктуальности в построении сообщений. Поэтому, отвечая на вопрос о контингенте Центра, Дмитрий Евгеньевич все разложил по полочкам:

- Условно несовершеннолетних, попадающих к нам, можно разделить на три группы.

Первая – те, кто по решению суда направляется в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа. Доставку их туда осуществляют наши сотрудники в 30-дневный срок после  получения соответствующей путевки, выдаваемой Министерством образования и науки Российской Федерации. В период ее ожидания мы проводим с этими подростками индивидуальную профилактическую работу.

Вторая – подростки, совершившие общественно опасные деяния до достижения возраста  привлечения к уголовной ответственности.

Третья – несовершеннолетние, совершившие административные правонарушения. Эти подростки находятся в Центре до 48 часов. Если родители не могут их забрать по ряду обстоятельств,  решается вопрос о продлении срока пребывания в Центре до 30 суток, а в последующем -  и об их устройстве.

Совершим экскурсию по Центру. Дмитрий Евгеньевич – наш гид.

- Все, что необходимо, у нас есть, - говорит он. – Два класса для учебных занятий, комната для творчества, спортзал, столовая, прачечная, душевая, несколько спален на 2-3 человека, телевизионная.

В прошлом году была утверждена Концепция развития Центров по всей стране. В рамках ее реализации нам были выделены средства на капитальный ремонт здания и помещений, мы включены и в перечень Центров, которые будут оснащаться необходимым имуществом.

Распорядок дня у нас в двух вариантах – один действует во время учебного процесса, второй -  когда наступают каникулы. Занятия с нашими подопечными проводят педагоги Саранской средней школы № 18. Если возникает необходимость в медицинской помощи, ее оказывают   врачи детской поликлиники № 1. 

Растущий организм требует много энергии, поэтому у нас пятиразовое питание. Вскоре, после пересмотра меню, будет шестиразовым.

В будущем году исполнится 20 лет  основному документу, в соответствии с которым действует Центр, -  Федеральному закону от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». 

Сотрудники Центра считают, что лучшая профилактика -  наглядный пример.

- Не все из поступающих к нам детей являются отъявленными хулиганами или детьми из неблагополучных семей, - говорит Дмитрий Евгеньевич. – есть и хорошие ребята, которые просто ошиблись в какой-то ситуации, например, поддались на уговоры друзей или сделали что-то на спор.

И в этом случае не риторика, а силы природы  вступают в игру.  Помните, какого возраста обитатели Центра? То–то и оно, начинается пора самоутверждения, «я» - в  центре мироздания. А пари – это же здорово! Если еще предмет спора – поступок ради девчонки!

- Анализируя поведение наших подопечных, мы увидели, что  большая часть правонарушителей, побывавших в нашем Центре, делает для себя определенные выводы и встает на путь исправления, - говорит майор полиции Д.Е.  Ерыкалин. - По крайней мере, повторные приводы к нам сейчас редки. Подростки пытаются более осознанно подходить к своим поступкам. Следовательно, наши усилия нацелить ребят на здоровый образ жизни, учебу, критический подход к негативным проявлениям не пропадают даром.

Помните, в кинофильме «Доживем до понедельника» старшеклассник на вопрос сочинения «Что такое счастье?» написал: «Это когда тебя понимают». Понимание – этого так не хватает всем нам. В Центре, других подразделениях по делам несовершеннолетних «зарегистрированным» подросткам повезло: их выслушивают умные специалисты, с ними говорят как с равными, нет сюсюканья и менторского тона. Может быть впервые эти подростки не чувствуют себя ущербными. 

Это предположение – не умозрительное построение. Тому есть подтверждение. Рассказывая об условиях пребывания  в Центре, Дмитрий Евгеньевич отметил:

- Некоторые из подростков, находящиеся  в трудном социальном положении, изъявляют желание задержаться у нас подольше. Мы бы рады пойти им навстречу и помочь, но сроки пребывания в Центре регламентированы Законом.

 

А.Ростовский. 

Версия для печати Версия для печати