№ 46 (546)

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ

Газета Мордовия

Газета Мордовия

 

Праздники России

МНЕНИЕ

Довольны ли вы количеством спортивных площадок в своем городе?

Да, их достаточно
Площадок много, но не все они хорошего качества
Нет, у нас мало мест для занятий спортом
Их слишком много, лучше использовать эти площади для других нужд


Результаты опроса

Новости :: ОбществоВыпуск № 34 (534) от 25.08.2017
С верой в чудо

В Зубово – Полянском районе по предсказанию блаженной Дарьи в 1996 году возник Свято – Варсонофиевский женский монастырь

В селе Покровские Селищи Зубово – Полянского района расположен Свято – Варсонофиевский женский монастырь – место паломничества многих верующих. Началом этой обители принято считать предсказание блаженной Дарьи, уроженки Покровских Селищ. Около ста лед назад она поведала, что на месте приходской церкви во имя Покрова Божией Матери «возгорится свеча от земли до небес». В 1996 году её предсказание исполнилось – возник Свято – Варсонофиевский женский монастырь. 

 

Эта обитель – самая молодая и активно развивающаяся в Мордовии. Однако история села Покровские Селищи насчитывает не одно столетие. Селищи упоминаются в связи с указом императрицы Анны Иоанновны, по которому в 1740-х годах приняли крещение жители окрестных мордовских сёл. В 1756 году здесь возвели сразу два деревянных храма – холодный Покровский и тёплый Никольский. От летнего Покровского храма и пошло церковное название села – Покровские Селищи.

В ХIХ веке Покрово – Селищинский приход, насчитывающий на тот момент уже 5500 человек, разделился на два. В соседнем селе Новые Выселки в 1854 году на средства прихожан была выстроена тёплая деревянная Покровская церковь с Никольским приделом. В 1899 году митрополитом Владимиром был заложен грандиозный по размеру и облику каменный храм Покрова Пресвятой Богородицы. На освящении этого храма блаженная Дарья предрекла «скорое его поругание и разрушение», но предвидела, что «в конце смутных дней на Покров Селищи опустится почёт и багодать».

Так и случилось. С приходом советской власти местные храмы и монастыри закрыли, а некоторые и вовсе уничтожили. В 1934 году селищинские церкви отдали сельхозкоммуне под склады и клуб, а каменный храм в Новых Выселках весной 1943 года был взорван. Лишь в 1975 году Покровский и Никольский храмы были признаны памятниками архитектуры ХIV века и стали защищаться государством. Однако это не помешало властям снести обветшавший Покровский храм. 

В 1991 г. образовалась самостоятельная Саранская епархия, которую возглавил архиепископ Варсонофий. В том же году жители села Покровские Селищи обратились к церковным и светским властям с просьбой о возвращении церкви. В 1992 г. верующим был возвращен Никольский храм – полностью разграбленный и нуждающийся в капитальном ремонте. 7 февраля 1992 года в церкви, вновь освященной в честь святителя Варсонофия, епископа Тверского, Казанского чудотворца, настоятелем иеромонахом Алексием (Дегаевым) была отслужена первая Божественная литургия.

Постепенно, благодаря заботам отца Алексия, при приходе образовалась сестринская община. Многие, видя ревностное служение батюшки, его любовь, неустанные молитвы и труды, решили оставить мир.

Община увеличивалась и под руководством настоятеля храма постепенно обустраивала территорию будущего монастыря. Обитель огородили стеной. Были построены настоятельский (ныне игуменский) корпус, кельи для первых сестер, просфорная, пекарня, молочный цех, баня и коровник. Разбили фруктовый сад,  огород.

К 1996 году община, официально признанная как скит, насчитывала 20 сестер. Такое количество насельниц позволило обратиться к владыке Варсонофию с просьбой ходатайствовать о переименовании общины в женский монастырь.

Вскоре сестры и их духовник иеромонах Алексий получили радостное известие о том, что определением Священного Синода Русской Православной Церкви № 609 и Указом № 26 Управляющего Саранской епархией епископа Саранского и Мордовского Варсонофия “с 22 февраля 1996 года приход церкви святителя Варсонофия с. Покровские Селищи Зубово-Полянского района преобразуется в Свято-Варсонофиевский женский монастырь”. 21 января 1997 г. образовалось Подворье Свято-Васонофиевского женского монастыря в селе Покассы с приписанным к нему деревянным храмом в честь Рождества Христова. 

Еще совсем недавно единственным храмом обители была деревянная церковь святителя Варсонофия, епископа Тверского.  В настоящее время на территории Свято-Варсонофиевского женского монастыря возведено семь храмов, еще один храм в честь иконы Божией Матери. Заканчивается строительство деревянного храма-подворья в честь священномученика Владимира, митрополита Киевского в селе Новые Выселки в полутора километрах от монастыря. Другой храм-подворье – деревянная церковь Рождества Христова, памятник   архитектуры XIX века  находится в селе Покассы.

Высота колокольни достигает 39 м. На ней - 8 колоколов различной величины, общим весом в 200 пудов.  С колокольни открывается живописный вид на бескрайние сельские просторы. На праздничном стопудовом колоколе сделана надпись: “Во Славу Господа Бога и Спаса нашего в дар храму Воскресения Христова при игумене Алексии в 2004 году слит сей звон”. В настоящее время на территории монастыря возведено семь храмов. «Жемчужиной» по праву называют собор Воскресения Христова – десятиглавый белоснежный крестово – купольный храм с колокольней, возведённый в 2002 году.

В 2 километрах от обители расположен святой источник, освящённый в честь иконы Божьей Матери «Донская», который славится своей чистотой и целебной силой. По преданию слепой девочке приснился сон, в котором ей было указано место, куда она должна пойти и умыться. Ополоснув лицо водой из источника, девочка прозрела и увидела икону Божией Матери «Донская». Благодаря усилиям насельниц монастыря и при поддержке благотворителей в 2000 году на месте старой часовни, безжалостно сожжённой в годы революции, была построена новая – в память о чуде, свершившегося много лет назад. После этого широко известны случаи благодатной помощи людям с сердечными заболеваниями, а также страдающим от алкоголизма. Святой источник почитается не только  местными жителями, но и многочисленными паломниками, приезжающими в этот край излечить физические и духовные болезни. 

 

Т. Юфкина.

Версия для печати Версия для печати