№ 16 (880)
Газета Мордовия

 

 

Праздники России

МНЕНИЕ

Довольны ли вы количеством спортивных площадок в своем городе?

Да, их достаточно
Площадок много, но не все они хорошего качества
Нет, у нас мало мест для занятий спортом
Их слишком много, лучше использовать эти площади для других нужд


Результаты опроса

Новости :: ОбществоВыпуск № 27 (527) от 06.07.2017
«Я в синий троллейбус сажусь на ходу…»

В 1965 году в Саранске появился новый вид транспорта

Свыше 50 лет назад по улицам Саранска прошёл первый троллейбус. Это стало большим событием в жизни столицы республики. Как  начиналась  история саранского троллейбуса, и о его сегодняшнем дне читайте в нашем материале.

 

«Осторожно: двери открываются…»

 История саранского троллейбуса берёт своё начало в далёком 1965 году. В это время встаёт в строй троллейбусное депо на 50 машино-мест,  сдаются в эксплуатацию тяговые подстанции №№ 1 и 2 и троллейбусная линия, соединяющая депо и центр города, протяженностью 16 км. Поступают и первые 10 новых троллейбусов типа ЗИУ-5. Заранее подготовили и специалистов – в Горький направили 90 человек, после учёбы они стали водителями троллейбусов, слесарями по ремонту подвижного состава, электромонтерами контактно-кабельной сети и тяговых подстанций.

Открытие  троллейбусного движения состоялось в январе 1966 года. На маршрут № 1 «Депо — ул. Гагарина — ул. Васенко — железнодорожный вокзал» и обратно вышли 4 троллейбуса. В скором времени открылось движение по маршруту № 2 «Депо — ул. Гагарина —  ул. Коммунистическая  — проспект Ленина — железнодорожный вокзал» и обратно. Всего за год было перевезено 6 миллионов 700 тыс. человек. Год спустя, были введены в эксплуатацию троллейбусные маршруты №№ 3 и 4, соединившие Северо-Западный жилой район с центром города. А в 1969 году троллейбусы пошли по маршруту № 5: жилой район Заречный — Центр города. Вскоре было построено депо № 2 на 100 машино-мест.

В 1960-х — 1970-х годах на маршрутах города работали троллейбусы ЗИУ-5 и ЗИУ-5Д. Последние из них списаны в середине 1980-х годов. Также в эксплуатации находились четыре сочленённых троллейбуса ЗИУ 1986 года постройки. До 2005 года они работали на маршруте № 11, перед списанием — также на маршрутах №№ 3, 4, 10.  Два троллейбуса АКСМ-101А 1996—1997 годов выпуска эксплуатировались преимущественно на маршрутах №№ 5 и 11. Они были списаны в 2009 и 2011 годах. В 2003 году в качестве эксперимента был закуплен троллейбус ВЗТМ-5290, получивший бортовой № 1001, ранее принадлежавший списанному ЗИУ.  Но при работе этого троллейбуса возникало множество неисправностей, и в мае 2010 года он был списан и утилизирован. 

 

«Не женское занятие? Не согласна!»

Мы встретились с одним из первых водителей саранских троллейбусов Нэлли Адольфовной Раевской. 

«Когда в 1965 году я увидела объявление, что Министерство коммунального хозяйства объявляет набор водителей троллейбусов, то сразу загорелась этой идеей и закончила специальные курсы  в Горьком. В нашей группе было 30 человек, конкурс был большой.  Кроме уровня знаний, учитывались ещё и  физические данные. Помню, как одна девочка не прошла отбор из-за своего низкого роста. Дело в том, что сиденье водителя расположено высоко и не все могут дотянуться ногами до педалей. Зато когда преподаватель увидел меня, то сразу сказал «С таким ростом точно троллейбус водить!».

В 1966 году я уже работала на троллейбусном маршруте № 1. Помню, как много было пассажиров в салоне, в любое время суток он был набит до отказа. Но, не смотря на большую давку, люди уважительно относились к друг другу, а также к водителю и кондуктору. Все вели себя очень вежливо: молодёжь всегда уступала места беременным и старикам, никто не ездил «зайцем». И это с учётом того, что первые троллейбусы были не такие удобные, как сейчас: сиденья были жёсткие, ступеньки высокие, а пандусов для инвалидов вообще не существовало. Но никто не жаловался. То ли из–за того, что троллейбусы тогда были в новинку или сознательность у населения была выше, но свой кассовый план мы с кондуктором всегда выполняли отлично. Потом, один за другим стали открываться новые маршруты, появлялись новые троллейбусы.

Многие говорят, что водить троллейбус – не женское занятие, но я не согласна. Я помню много случаев, когда мужчины не выдерживали и увольнялись. А на их места приходили водители – женщины и справлялись намного лучше. На самом деле, наша задача проще, чем, например, у таксистов, которые в случае неисправности ремонтируют свои машины сами. Мы же, если сломался троллейбус, прекращаем движение и вызываем ремонтный персонал, который и устраняет неполадку. Максимум, что может сделать сам водитель – это заменить перегоревшую лампочку в кабине.

Я очень люблю свою профессию. Да, было тяжело, приходилось вставать с рассветом, работать, не смотря на праздники, но моменты, когда ты едешь ранним утром по пустому городу к первой остановке, незабываемы. Это как в той песне из кинофильма «Первый троллейбус»: «Улицы ждут пустые, тает мгла, вновь на свиданье с городом ранним ты пришла…»».

 

Только вперед

В этом году Саранск стал победителем федеральной программы поддержки автомобильной промышленности и получил возможность приобрести 30 новых троллейбусов за половину стоимости. Таким образом, городской бюджет сэкономил 150 миллионов рублей. Победителями программы стали всего два российских города, сумевших доказать необходимость данного транспорта на своих улицах - Саранск и Казань.  Троллейбусы доставили к нам из города Энгельса. Новые машины -  отвечают всем европейским стандартам. Здесь и современная электроника, и экстренная кнопка вызова, и 4 камеры видеонаблюдения - 2 внутри салона  и 2 снаружи. Для инвалидов предусмотрены специальные пандусы и площадки. Чтобы пассажиры не скучали во время проезда, троллейбусы оборудованы видеомониторами, а контролировать температуру в салоне помогают 5 обогревателей и мощный кондиционер.  

Сегодня троллейбусными маршрутами связаны все микрорайоны города. 120 троллейбусов различных моделей ежедневно перевозят около 140—150 тысяч человек.

 

Цифра:

Стоимость проезда на первых троллейбусах города составляла 5 копеек.

 

Кстати

Для учебных целей в обоих депо имелось по одному специальному троллейбусу модели ЗиУ-682ГН (№№ 1068 и 2067). Они помимо обучения использовались также и для перевозки пассажиров.

 

Справка

Каждый троллейбус имеет свой бортовой номер, состоящий из четырёх цифр, первая из которых — номер депо (1 или 2), три остальных — собственно номер троллейбуса. Нумерация общая для обоих депо, т. е. при наличии троллейбуса с номером, например, 1001, невозможно одновременно наличие троллейбуса с номером 2001.

Самый «маленький» номер — 1001, самый «большой» — 2190.

Версия для печати Версия для печати