№ 16 (516)

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ

Газета Мордовия

Газета Мордовия

 

Праздники России

МНЕНИЕ

На чем вы обычно передвигаетесь по городу?

пешком
сижу дома
на личном автомобиле
на такси
на маршрутке
на троллейбусе
на лошадях
на собаках


Результаты опроса

Новости :: ОбществоВыпуск № 9 (509) от 06.03.2017
Мордовским валенкам –150 лет!

Какие народные промыслы будут развивать в республике?

На днях состоялась презентация книги доктора исторических наук, профессора Александра Лузгина  «Народные промыслы мордовского края». Как и в предыдущих изданиях, таких как «Промыслы Мордовии», «Жизнь промыслов», автор продолжил увлекательное повествование  о предприимчивых людях, вписавших свои имена в трудовую летопись республики. О перспективах развития народных промыслов в регионе Александр Лузгин рассказал в интервью журналисту «Мордовии». 

 

- Александр Степанович, какими народными промыслами издавна славилась Мордовия?

- Еще на рубеже XIX-XX столетий на территории Мордовии было около сотни видов народных промыслов, причем некоторые из них имели признание на самом высоком уровне. На международных и российских выставках не раз отмечались мокшанский и эрзянский женские костюмы, мордовская вышивка. С лучшими в России елецкими и михайловскими кружевами конкурировали темниковские. Венские стулья и стулья-кресла, изготовленные кабаевскими мастерами, были востребованы во многих губернских и уездных городах.

Далеко за пределами Саранского уезда была известна и керамическая продукция мастеровых села Шишкеево: крынки, горшки, корчаги и свистульки. Были у нас  и селения, специализировавшиеся на изготовлении музыкальных инструментов: балалаек, фисгармоний и т.д.

Речные суда «Мокшаны» и «Суряки» перевозили грузы по Волге и другим крупным рекам России. 

Именно мастерство и трудолюбие позволили вывести в свое время особый сорт огурцов «Аксельский», который славился своими вкусовыми качествами и прочностью в засолке, а также хорошо известный сорт капусты «Посопский» - он был выведен местными огородниками более двухсот лет назад. 

- На Ваш взгляд, с чем связано такое разнообразие промыслов в регионе?

- К началу ХХ столетия территория современной Мордовии представляла собой окраинные уезды и находилась вдали от губернских городов.  Сам уклад крестьянской жизни, с определенной цикличностью занятий земледелием, подталкивал предприимчивого человека к необходимости использовать межсезонья  для изготовления необходимых предметов и вещей. Кустарные промыслы были местными и отхожими. Последние, надо сказать, зачастую были настолько развиты, что в зимние месяцы  из некоторых селений Мордовии уходило почти все взрослое мужское население, хотя, конечно, преобладали все-таки местные промыслы. 

- Расскажите о географии промыслов: где и какими ремеслами было принято заниматься?

- Более ста лет назад в республике сложились центры отдельных видов промыслов: по деревообработке – Виндрей, Поводимово; бондарного – Желтоногово, Дмитриев Усад; экипажного – Дегилевка, Лухменский Майдан и Кочелаево; сапожного – Кажлодка и Тархановская Потьма; гончарного – Шишкеево, Унуевский Майдан, Стрелецкая Слобода, Монастырское, портновского – Воеводское; кружевного – Темников; производство гнутой мебели – Кабаево; судового промысла  - Пурдошки, Большие Березники. В Ельниках, например, ткали рогожу, из которой делали кули. Они заменяли мешки, в них перевозили зерно, муку… Валкой теплой обуви первыми стали заниматься жабинцы и урусовцы. Практически также вглубь истории уходит традиция валяния в селе Покассы. Здесь приезжим мастерам – вальщикам из Верхневолжских губерний поначалу отдавали в ученье подростков, платя за это немалые деньги. Кстати, в этом году валяльному промыслу на территории Мордовии исполняется 150 лет!

- Он активно развивается и сегодня, можно сказать, получил второе дыхание. В чем секрет его успеха?

- Во-первых, он востребован! В сельской местности и по сей день валяная обувь пользуется большим спросом. Ее дефицит во многом определяется значительным сокращением поголовья овец. В Урусовскую сельскую администрацию заказы на валенки поступают со всей России и ближнего зарубежья. В валяной обуви из Мордовии ходят и в Израиле, Франции, Италии, Норвегии, Германии, Канаде, Финляндии. 

Этот промысел на сегодняшний день обеспечивает работой в селе до ста мастеров. За сезон каждый из них изготавливает 100-120 пар валенок, заметно пополняя свой семейный бюджет. 

Во-вторых, мастерство передается из поколения в поколение. Неслучайно в Урусовской школе был открыт музей валенок - ему, к слову, исполнилось десять лет. Здесь дети знакомятся с процессом валяния, приобщаются к ремеслу: мальчики изготавливают сувенирные валеночки, а девочки их вышивают. 

В настоящее время в селе создается музейный комплекс, где планируется открыть производственную  мастерскую по валянию валенок, выставочный зал и небольшую гостиницу. Таким образом, в Ардатовском районе можно будет развивать один из перспективных видов туризма – культурный.

-  Визитной карточкой Мордовии стали и тавлинские резные деревянные игрушки, и национальная вышивка мастериц Старой Теризморги. 

- В этих промыслах тоже прослеживается преемственность. За тридцать лет работы экспериментальной школы в Подлесной Тавле выросло уже два поколения мастеров резьбы по дереву, которые не отступают от традиционных канонов.

Тоже самое можно сказать о мастерицах-вышивальщицах Старой Теризморги.  Они работают в Национально-культурном центре села и известны далеко за пределами Мордовии. Традиции вышивального дела успешно передаются девочкам-подросткам.

- Увы, этого нельзя сказать про знаменитое темниковское кружевоплетение. 

- Этот промысел сегодня переживает непростую судьбу. Плетение кружева – долгий и трудоемкий процесс, поэтому, вероятно, в наше динамическое время он с трудом находит последователей. По мнению главного специалиста в этой области А. А. Мануиловой, чтобы научиться плести кружева, мастерицам в среднем необходимо 2,5 года. Однако этот промысел надо развивать обязательно! Им могут заняться женщины в декретном отпуске, пенсионеры и просто все желающие, у кого есть свободное время. 

-  А есть ли желающие изготавливать гнутую мебель в лучших кабаевских традициях?

- К сожалению, у дубенцев, у которых успешно развивался этот промысел, пока нет достойных продолжателей. Но я думаю, что они обязательно появятся, если студенты техникума или старшеклассники под руководством учителя труда сделают, например, несколько венских стульев. Возможно, впоследствии, кто-то захочет продолжить это дело. 

- Большим подспорьем стал бы материальный стимул. Хватает ли в Мордовии торговых точек для сувенирной продукции?

- За последние годы значительно расширился ассортимент сувенирной продукции,  для изготовления которой мастеровые широко используют этнические мотивы нашего края и современные символы городской архитектуры, но проблема с организацией  сувенирного бизнеса существует. Этот сегмент рынка  до сих пор остается малоосвоенным, хотя это очень перспективное направление в преддверии предстоящего Чемпионата мира по футболу-2018. Хотелось, чтобы были какие-то льготы по аренде помещений для реализации изделий народных умельцев, особенно на первых порах. 

- Какая поддержка в Мордовии оказывается мастерам?

- В республике для поддержки народных умельцев и мастеров действует закон «О народных художественных промыслах и народных ремеслах», но, как показывает жизнь, этого недостаточно. На мой взгляд, нужна система госзаказов для мастеров. 

В последнее десятилетие в республике много делается в плане подготовки кадров для развития декоративно-прикладного творчества и восстановлении ряда традиционных промыслов и занятий, вписывающихся в современный сельский быт и городской образ жизни.  В сельских поселениях немало мастеров, которые изготавливают уникальные сувениры, но мастер и заказчик не всегда знают о существовании друг друга. Решить эту проблему поможет создание центра промыслов и ремесел. Его филиалы должны открыться в селах.  

- То есть одна из проблем – выявить народных умельцев. Далеко не все обнародуют свой талант…

- Решить эту проблему призван проект Межрегиональной общественной организации мордовского (мокшанского и эрзянского) народа «Мордовия мастеровая», проводимый  при поддержке Министерства культуры и национальной политики РМ. Этот проект реализуется, в первую очередь, для поддержки людей мастеровых. Это обширное понятие. Мастерицей можно считать и бабушку, которая лучше всех в селе печет пироги или блины. Так вот, народные умельцы получат возможность представить свой талант на базе Республиканской национальной библиотеки им. А.С. Пушкина, где будут проходить выставки-презентации народных умельцев и мастер-классы. Мы хотим, чтобы не только республиканские, но и муниципальные власти обратили внимание на творчество сельских жителей. Отрадно, что в последние годы в Мордовии появилось много молодых мастеров, да и география промыслов постепенно начинает расширяться. К примеру, мордовские матрешки начали изготавливать в Чамзинке, игрушки из глины – в Атюрьеве, а плести кружева – в Старом Шайгове. Неважно, где живет мастер, главное, чтобы его дело продолжалось! 

C.Медведева.

 

Фото С.Пестов.

 

 

Кстати

Еще один юбилей: мордовской матрешке – 50!

В 1957 г. в Старошайговском районе на Мельцанском деревообрабатывающем комбинате стали выпускать матрешки-мордовки («мокшанки» и «эрзянки»). Однако сегодня наиболее развит этот промысел в Теньгушеве, которое находится по соседству с нижегородским селом Полх-Майдан. Примечательно, что этим промыслом занимаются целыми семьями. Наиболее известны супруги Щербинкины. Муж Игорь Владимирович в своей домашней мастерской вытачивает из липы деревянные куклы, а его жена Татьяна Ивановна их расписывает. Авторские работы этой семьи являются украшением и раскупаются  по всей России. 

Версия для печати Версия для печати