№ 15 (879)
Газета Мордовия

 

 

Праздники России

МНЕНИЕ

Довольны ли вы количеством спортивных площадок в своем городе?

Да, их достаточно
Площадок много, но не все они хорошего качества
Нет, у нас мало мест для занятий спортом
Их слишком много, лучше использовать эти площади для других нужд


Результаты опроса

Новости :: ОбществоВыпуск № 43 (491) от 28.10.2016
Как найти управу на чиновников?

Омбудсмен в Республике Мордовия Юрий Ястребцев –  о защите прав человека

Справедливо высказывание: у нас прав тот, кто знает свои права. Только юридическая грамотность населения оставляет желать лучшего, а на платные консультации деньги есть не у всех. Решить эту проблему помогает Уполномоченный по правам человека в РМ Юрий Ястребцев. О том, кто нарушает права жителей республики, и можно ли найти управу на чиновников омбудсмен рассказал в интервью журналисту газеты «Мордовия».

 

- Юрий Алексеевич, в следующем году исполнится десять лет, как в республике появился омбудсмен. Как изменилась за это время ваша деятельность и структура обращений?

- За последнее время полномочия омбудсмена значительно расширились, но задачи государственного органа остались прежними - восстановление нарушенных прав и свобод, исправление допущенной по отношению к человеку несправедливости. Что касается структуры обращений, то она практически не изменилась. Людей чаще всего волнуют такие вопросы, как предоставление жилья, качество жилищно-коммунальных услуг, социальная защита, трудоустройство и т.д. Вместе с тем, хочу отметить, что число обращений за это время увеличилось в разы. Если в 2007 г. их было 300, то в 2015 г. – уже свыше 1500. Это говорит о том, что правовая грамотность населения повысилась.

- Для многих омбудсмен, как последняя надежда. Какие вопросы самые сложные в решении?

- По мелочам к нам никогда не обращаются. Сложные - все вопросы, но мы стараемся найти выход, даже если разбирательство длится долгие годы. Приведу пример. Жилье одной гражданки было признано аварийным еще в 2007 г., соответственно, она должна была получить улучшенные квадратные метры, но этого не происходило. В 2009 г. 

суд обязал муниципальную власть выполнить свои обязательства, тем не менее, новоселье так и не состоялось. К проблеме подключилась служба судебных приставов. Решение суда было исполнено, но формально – женщине предоставили комнаты в общежитии, посчитав их за полноценную квартиру. Мы стали изучать документы и оказалось, что это вообще жилье маневренного фонда. Тогда чиновники вывели его из маневренного фонда и еще долгое время настаивали на заселении в него истицы. Сказался административный ресурс. Только спустя девять лет вопрос решился положительно. В начале 2016 г. женщине предоставили новую квартиру. 

- Получается, что чиновники, которые должны работать во благо людей, наоборот, ставят препоны.

- Поэтому у нас люди по любому вопросу обращаются к первому лицу государства. Это ненормально: вертикаль власти должна работать поступательно! Есть вопросы по обеспечению жильем молодых семей. Например, супруги лет десять ожидали субсидии, но вот им исполнилось 35 лет, и их исключают из очереди.

- Это тоже нарушение прав?

- Конечно. Молодые семьи, включенные в список претендентов на получение социальной выплаты и не получившие ее, подлежат включению в список на следующий год. В противном случае, надо идти в суд! Такие случаи у нас уже были. В 2015 г. восстановления в списках по решению суда смогли добиться все 12 исключенных по возрасту семей.

- Не менее острая проблема - обеспечение жильем и других категорий граждан…

- По этому поводу чаще других в 2015 г. 

обращались инвалиды. В книге учета претенденты на получение социальной выплаты состоят с 2001 г. Например, житель Рузаевки, инвалид I группы, был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в 2012 году, зарегистрирован в книге учета претендентов на получение социальных выплат в 2013 году, но его заявление не удовлетворено. Для исправления ситуации требуются не только крупные материальные вложения, но и организационные меры властных структур. 

Или возьмем сирот. Нередки случаи, когда даже по решению суда эта категория лиц долго не может справить новоселье. Причем проблема каждый год нарастает по методу снежного кома. В этом году право на жилье приобретут еще 180 сирот, а социальных квадратных метров – мизер. Из этого положения надо выходить!

- Еще одна больная тема – ЖКУ: плата растет, а качество не меняется.

- Все мы помним, как создавались товарищества собственников жилья. Федеральная структура сообщила, что ТСЖ получат 95% средств на капремонт. Чтобы привлечь деньги, в большинстве случаев стали создаваться формальные товарищества, по такому же принципу были назначены старшие по дому. Плоды этой политики мы пожинаем до сих пор!

И еще стоит отметить приватизацию. Не многие знают, что прежде чем передать права на собственность, муниципалитеты должны были отремонтировать жилье, а у нас получилось как в пословице: «Возьми Боже, что нам негоже». В итоге, например, в Инсаре, люди взяли в собственность квартиры, в которых жить невозможно. Местные власти сразу же отстранились от решения их проблем. Тогда мы жильцам рекомендовали деприватизировать жилье – возвратить квартиры муниципалитету. В этом случае власти понесут все расходы по содержанию и ремонту квадратных метров.

- Но ведь тогда и квартиры можно лишиться!

- Квартира никуда не денется. Жильцы так и останутся в ней по договору социального найма, только они уже не смогут продать или, скажем, завещать ее кому-либо. Но если в семье проживают дети, то у них еще будет шанс приватизировать квартиру по достижении 18 лет.

- Люди не знают свои права, и от этого все проблемы. Не каждый и в поликлинике разберется, какие услуги бесплатны. 

- На самом деле перечень бесплатных медицинских услуг большой. Те, кто не знает, что в него входит, пусть обращаются в органы здравоохранения. 

- Особенно сложно инвалидам. Например, женщине-колясочнице даже за деньги непросто попасть на прием к гинекологу!

- Это все говорит о «доступности» среды жизнеобеспечения. Средства на доступную среду надо расходовать более эффективнее. На мой взгляд, лучше создать одну современную поликлинику, а у нас эти деньги расходятся по различным учреждениям.

- В редакцию поступает много жалоб на медико-социальную экспертизу. Как быть неходячему инвалиду, если его отправляют на работу?

- Критерии оценки инвалидности постоянно меняются. Те органы, которые проводят медико-социальную экспертизу, должны их выполнять. У нас было обращение от жены инвалида из Краснослободского района. Ее мужу отняли желудок, он не вставал с кровати, а ему первую группу инвалидности поменяли на вторую. Это же абсурд! В итоге женщина не могла выйти на работу, потому что за больным требуется уход, и им вдвоем приходилось жить на копейки. Такие факты свидетельствуют о необъективности позиции государственных учреждений МСЭ, которые входят в ту же систему, что и бюро медико-социальной экспертизы, чьи решения обжалуются.

Благодаря нашему вмешательству этой семье удалось получить материальную поддержку, но это временная мера. 

Решить проблему призвана независимая судебная медико-социальная экспертиза, появления которой мы ждем с нетерпением.

- Юрий Алексеевич, Вы часто посещаете исправительные колонии. Какие проблемы там выходят на первый план?

- Огромная проблема на сегодня – освобождение от отбывания наказания в связи с тяжелым заболеванием. Процедура такова: если врачи подтверждают, что осужденный по медицинским показателям имеет соответствующий диагноз, то материал направляется в суд. Ранее при вынесении решения Фемида учитывала поведение осужденного, отношение его к лечению, соблюдению медицинских указаний, режимных требований, то есть последнее слово было не за врачами. Но в 2015 г. Верховный суд России пересмотрел подход к освобождению. Определяющее значение теперь имеет сам факт наличия заболевания, а не иные обстоятельства. Это, безусловно, увеличит отток из мест лишения свободы больных осужденных. При этом, в основной массе они утратили социальные связи, им некуда пойти. Администрации исправительных учреждений Мордовии принимают меры по их устройству в местный дом-интернат. Но это возможно только при наличии свободных мест.

- Как же быть?

- Надо строить хосписы вблизи колоний, а по большому счету, это должны быть федеральные центры социальной реабилитации для людей, которые после освобождения оказались в трудной жизненной ситуации.

-  У вас есть ответы на все вопросы. Неужели разрешима любая ситуация?

- Безвыходных ситуаций не бывает, надо просто знать и уметь отстаивать свои права!

Омбудсмен ведет прием по адресу: ул. Коммунистическая, д. 33/3, каб. 108. Тел.: 8(8342) 23-35-77. E-mail: ombudsman13@mail.ru

 

С.Медведева. 

Версия для печати Версия для печати