№ 16 (880)
Газета Мордовия

 

 

Праздники России

МНЕНИЕ

Довольны ли вы количеством спортивных площадок в своем городе?

Да, их достаточно
Площадок много, но не все они хорошего качества
Нет, у нас мало мест для занятий спортом
Их слишком много, лучше использовать эти площади для других нужд


Результаты опроса

Новости :: ОбществоВыпуск № 41 (489) от 13.10.2016
Инкубатор гениев

Какие в Мордовии созданы условия для одаренных детей?

Республиканский лицей для одаренных детей появился в Мордовии не так давно – шесть лет назад. Но за это время здесь уже подготовлены сотни победителей и призеров различных олимпиад. Сегодня в лицее обучаются дети из 20 регионов России, в том числе из Московской и Амурской областей, Дагестана, Северной Осетии и Крыма. Об особенностях педагогического процесса при обучении одаренных в интервью журналисту газеты «Мордовия» рассказал директор лицея Евгений Вдовин.

 

- Евгений Александрович, название лицея говорит само за себя – здесь должны учиться одаренные дети. Но как их выявить в общей массе?

- Каждый ребенок от природы изначально талантлив в чем-либо, вопрос лишь в том, как он сможет раскрыть свои способности. Определяя понятие «одаренные дети», надо отметить, что, прежде всего, это дети, имеющие внутренние предпосылки, зачастую скрытые, к выдающимся достижениям и большое упорство в познании предмета своих интересов. Когда совпадают три фактора: способности, трудолюбие и хорошие учителя, то у ребенка есть возможности для развития своих дарований.

- Получается, что в лицей может прийти любой желающий?

- Перед нами стоят задачи – сделать качественное образование доступным, обеспечить талантливым детям равные стартовые условия вне зависимости от места проживания и финансовых возможностей  родителей. Уникальность лицея, прежде всего, в его открытости  - поступить сюда может абсолютно любой школьник из любой точки России, жаждущий глубоких знаний в области естественных наук и дисциплин математического цикла. На сегодняшний день у нас обучаются порядка 100 детей из Саранска, еще столько же – из районов республики и более пятидесяти – из других регионов. При этом вовсе не обязательно, чтобы в своей общеобразовательной школе они были отличниками или хорошистами. 

- А как же уровень базовых знаний?

- Поступить в лицей несложно. Ребенок проходит стандартное тестирование, которое не требует сверхспособностей. Он просто должен знать элементарные вещи, как выпускник средней общеобразовательной школы. Если школьнику не удается пройти тестирование, дается вторая и даже третья попытка. Подчеркну еще раз, что решающим фактором является желание ребенка учиться в лицее. Как показывает практика, это верный путь. Были случаи, когда дети, которые первоначально не могли складывать дроби, через три года становились победителями математических олимпиад.

- Лицей – нетиповое общеобразовательное учреждение. В чем заключается принципиально новая концепция обучения?

- Учебным планом предусмотрены как базовые знания, направленные на выполнение образовательного стандарта, так и индивидуальные занятия, в рамках которых ведется углубленное изучение профильных предметов: физики, астрономии, математики, или информатики, программирования, либо химии, биологии, экологии. Теория подкрепляется очень мощной практикой. Наши дети могут выезжать на учебно-тренировочные сборы, в профильные лагеря за пределы республики.

В лицее есть современные лаборатории, аналогов которым нет не только в школах республики, но и вузах. Например, в 9 классе на уроке биологии наши учащиеся сами готовят микропрепараты из свежей рыбы и под микроскопом определяют виды паразитов, обитающих в ней. 

- Такое даже первокурсники биофака не проходят…

- Как правило, к концу восьмого класса наши ученики знают школьную программу и за девятый класс. Требования к учащимся очень высокие. Для всех обязательно участие в олимпиадах. Тем не менее, у нас мало отличников. Дети, которые учились в школах на круглые пятерки, поступая в лицей, становятся троечниками. В этом ничего страшного нет, это нормальный процесс. В своей школе они, может быть, были самыми умными, а здесь все такие. 

- Ребенку с синдромом отличника психологически тяжело осознавать, что он не первый…

- Поначалу да, но потом это проходит. Проблема в другом. Учиться в лицее сложно, поэтому не все выдерживают. Первый год показательный, но не всегда. Бывают прецеденты, когда дети уходят и после трех лет обучения. Не каждый готов целиком посвятить себя науке: сегодня многие посещают спортивные секции, получают дополнительное образование. Когда дети приходят в наш лицей, в приоритете все-таки должна быть учеба. 

- Вы отчисляете неуспевающих лицеистов?

- По закону об образовании такого права у нас нет. Учащиеся уходят сами, если чувствуют, что не справляются. Но, как правило, уходы бывают не по причине неуспеваемости, а из-за того, что дети скучают по дому и родителям. Приезжие живут у нас в современном интернате, в очень хороших условиях, но не все в 13 лет готовы к самостоятельной жизни.

- У одаренных детей особый распорядок?

- Занятия начинаются в 8.30 и длятся до 14.00, потом час – большая перемена. Классического домашнего задания у нас нет. С 15.00 до 18.00 проводится индивидуальная работа. По сути, это то же самое, что группа продленного дня. С 18.00 до 19.00 – различные спортивные секции. Мы стараемся разнопланово развивать детей, поэтому имеем хорошие результаты не только на олимпиадах. В городских спартакиадах традиционно входим в тройку победителей по13 видам спорта. 

- К каким требованиям должны быть готовы будущие лицеисты?

- Девиз нашего образовательного учреждения – дисциплина, порядок, ответственность! Дети убираются в школе сами – это наша принципиальная позиция, приучаем их к самостоятельности и труду. Если кто-то нарушает дисциплину, сразу вызываем родителей. Под запретом у нас компьютерные игры, социальные сети. На территории лицея нельзя употреблять газировку, чипсы, сухарики. Хочу подчеркнуть, что наши учащиеся не курят!

- Здорово! Прочитав эти строки, многие родители захотят привести своих детей к вам. Когда можно сдавать тесты на поступление?

- Первая волна поступлений – в мае, вторая – в июне. Еще один шанс дается в августе. Но вообще хочу отметить, что тем, кто желает у нас учиться, не обязательно ждать весны. Можно прийти сейчас и пройти долицейскую подготовку, чтобы успешно сдать тестирование. Расценки по платным услугам такие же, как и в общеобразовательных школах Саранска – от 35 руб. за учебный час.

С этого года у нас впервые обучаются и семиклассники (ранее обучение велось только в 8-11 классах). Набрано два класса в тестовом режиме. Профили обучения не изменились: физический, математический и химико-биологический. 

-  Недавно между лицеем, Петербургским университетом информационных технологий механики и оптики и Технопарком было подписано соглашение о сотрудничестве. Какие перспективы открываются перед учащимися?

- Во-первых, будет развиваться научно-методическая база. Еженедельно педагоги университета будут доступны нашим лицеистам и педагогам дистанционно, дважды в год они будут приезжать к нам, поэтому преподаватели лицея смогут повысить свою квалификацию. К сожалению, обучение информационным технологиям у нас не на таком высоком уровне, как физика и химия. 

Во-вторых, будет создан стипендиальный фонд. Дети, которые проявляют наиболее выдающиеся способности, будут иметь материальную поддержку. Хочу отметить, что и сегодня наши лицеисты получают стипендию: 400 рублей – за хорошую учебу и 600 рублей – за отличную. Сумма небольшая, но очень важен стимул.

В-третьих, это хорошая возможность продолжить обучение по выбранному профилю. Что касается Технопарка, то это практическая подготовка и гарантированные рабочие места.

- Какие вузы в этом году выбрали ваши выпускники?

- Из 78 выпускников 18 – поступили в МГУ им. Н.П. Огарева, остальные выбрали ведущие вузы страны – МГУ им. М.В. Ломоносова, Московский физико-технический институт, Петербургский университет и другие.

- Вернутся ли они в Мордовию?

- Надеемся, что да. Трое наших выпускников уже работают в Лицее для одаренных детей. 

 

С. Медведева.

 

 

ЦифрЫ:

За шесть лет в лицее подготовлены:

26 победителей и 95 призеров заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников;

28 золотых, 36 серебряных и 27 бронзовых медалистов международных предметных олимпиад и турниров;

12 золотых, 5 серебряных и 1 бронзовый медалисты международных (мировых) предметных олимпиад школьников. 

 

 

Кстати

Республиканский лицей для одаренных детей – в первых строках российских рейтингов

Вице-премьер РФ Ольга Голодец, министр образования и науки РФ Ольга Васильева и директор Московского центра непрерывного математического образования Иван Ященко представили перечень лучших школ России-2016. Республиканский лицей для одаренных детей занял первое место в  «ТОП-10 общеобразовательных организаций  по физико-химическому профилю» и лидирует в десятке общеобразовательных организаций по индустриально-технологическому профилю. 2-е место у лицея в «ТОП-25» перечня 500 лучших образовательных организаций России; также лицей занимает вторые позиции в «ТОП-10» общеобразовательных организаций сразу по трем профилям: физико-математическому, биолого-географическому и по химико-биологическому.

Кроме того, лицей вошел в «ТОП-200» общеобразовательных организаций, обеспечивающих высокие возможности развития талантов учащихся; в «ТОП общеобразовательных организаций математического профиля»; в рейтинг самых лучших общеобразовательных организаций по оборонно-спортивному профилю.

Версия для печати Версия для печати