№ 15 (879)
Газета Мордовия

 

 

Праздники России

МНЕНИЕ

Довольны ли вы количеством спортивных площадок в своем городе?

Да, их достаточно
Площадок много, но не все они хорошего качества
Нет, у нас мало мест для занятий спортом
Их слишком много, лучше использовать эти площади для других нужд


Результаты опроса

Новости :: ОбществоВыпуск № 22 (470) от 03.06.2016
Бизнес – в кризис

 Молодые предприниматели Мордовии - о своих успехах и проблемах

В кризис, когда все организации оптимизируются, сложно найти работу. Не проще ли открыть собственное дело и заняться тем, чем хочешь ты? Вполне реально и без опыта ведения бизнеса, даже если это производство. О том, что молодо – не зелено  - в нашем материале.

 

Капля за каплей

Ринат Раимов в свои 32 уже зрелый бизнесмен. Он победитель смены «iВолги-2015», лауреат номинации «Социально-ответственный бизнес» республиканского конкурса «Ты – предприниматель - 2013».

А начинал Ринат в кризисный 2008 г. Сегодня молодой человек признает, что идея с производством питьевой воды была достаточно смелой. Живительная влага, конечно, продукт первой необходимости, но, с другой стороны, в Мордовии ее, хоть и нежелательно, но можно пить прямо из-под крана. Вода в республике не хлорируется, как в других регионах. К тому же, в то время на внутреннем рынке воды для кулеров было уже порядка десяти игроков.

- Поскольку я в то время еще был студентом и не имел заработка, то кредит мне бы никто не дал, - отмечает Ринат. - Пришлось попросить родителей. Я благодарен им за то, что они поверили в меня и оформили займ.

Первые годы, по мнению молодого бизнесмена, были самыми сложными, и дело здесь вовсе не в кризисе. Много времени ушло на оформление разрешительной документации.

- Психологически – это был переломный момент, когда не знаешь, за что работаешь – прибыли еще нет, а ждать ее тоже не можешь. Попутно пришлось еще заняться торгово-закупочной деятельностью, чтобы продержаться на плаву.

Еще до выхода продукции на рынок Ринат определился со стратегией развития бизнеса. Он решил сделать воду для кулеров доступной для всех. С самого начала и по сей день его продукция одна из самых дешевых, и цена, к тому же, остается неизменной на протяжении четырех лет.

С 2008 г. объемы производства увеличились в несколько  раз, поэтому сегодня уже приходится расширять цех, а значит, в его родном селе Ломаты появятся новые рабочие места.

- Учитывая сегодняшние процентные ставки, прежде чем взять кредиты в банках, нужно тщательно проанализировать свой бизнес. В любом случае, без поддержки вряд ли возможно добиться успеха, - отмечает Раимов. - Я  участвовал в программах  развития и поддержки малого и среднего бизнеса в Республике Мордовия. Мне субсидировали часть процентной ставки от суммы лизинга, давали займы под 8% годовых по программе микрофинансирования. Большим подспорьем стал грант на развитие бизнеса. Проблемы, конечно, тоже есть. В частности, очень высоки тарифы на подключение нового объекта к газовым и электрическим сетям. В эту ситуацию обязательно должны вмешаться муниципальные власти! Хотелось, чтобы для тех, кто работает в сельской местности, создавали особые условия поддержки, и тогда будет больше желающих открыть свое дело в глубинке.

 

Сладкое дело

Благодаря 24-летней Сабине Батршиной в Саранске появились первые европейские пончики. Идея этого бизнеса зародилась у выпускницы экономического факультета МГУ им. Н.П. Огарева в путешествии. Девушке полюбились небольшие кондитерские лавки Германии. Она очень переживала, что ничего подобного нет в ее городе, а потом решилась открыть их сама. 

- Я понимала, что это рисковое дело, - отмечает Сабина. - Саранск – не мегаполис, и доходы жителей невысоки. Но внутреннее чутье сладкоежки мне подсказало: пончики будут пользоваться спросом, если они вкусные и недорогие. 

Надо сказать, что сладкую новинку горожане оценили. Первое время в пончиковую даже очереди выстраивались. 

- Проект окупил себя за полгода, - рассказывает бизнес-леди. - Кризис, конечно, тоже коснулся. Подорожали ингредиенты, они все импортные – того требует европейская рецептура. Проблемы удалось решить благодаря расширению ассортимента продукции. Мы стали предлагать кофе с собой, капкейки и прочие десерты, принимать заказы на кенди-бар (сладкий стол) для свадеб, детских праздников и фуршетов. Также открыли точку по изготовлению мороженого, скоро появится еще одна.  

По словам девушки, открытие производства не потребовало много вложений.  Первоначально Сабине хватило собственных средств, а в дальнейшем она участвовала в различных программах. 

- Поддержка малого и среднего бизнеса в Мордовии весомая, честно говоря, я такого не ожидала, - говорит победительница конкурса молодых предпринимателей -2015. - В размере 100 тыс. руб. мне выделили субсидию на поддержку бизнес-проекта. От службы занятости получила по разным программам 500 тыс. руб., в том числе 350 тыс. руб. – за реализацию социального проекта по поддержке сирот. Мы проводим в детских домах праздничные программы с аниматорами  и мастер-классами. К сожалению, я не всегда узнаю о конкурсах по бизнес-проектам вовремя. Времени катастрофически не хватает, чтобы искать информацию в Интернете. Было бы здорово, если бы нас оповещали по телефону. В остальном проблем не вижу – просто надо работать! Тем, кто хочет открыть свой бизнес, советую не бояться: если не пробовать, то ничего не получится.

 

Тепличный бизнес

28-летний Дмитрий Немойкин из Кочкуровского района в прошлом году открыл производство теплиц из сотового поликарбоната. Строителю по образованию эту идею подсказала сама жизнь.  Он сделал теплицу для своих родственников, а уже буквально на следующий день его стали просить об этом соседи, потом - их знакомые и друзья. 

- Я понял, что это весьма востребованное направление, - говорит молодой человек. – В связи с ростом цен на продукты люди снова ринулись на свои дачные участки. Конкуренция в этом виде бизнеса высока, но, главное, верный расчет. Производства теплиц в основном находятся в столице республики, а если работать в сельской местности, то не нужно нести расходы по транспортировке, следовательно, продукцию можно удешевить, не снижая ее качества, уверен предприниматель.

Начинал работать Дмитрий только с одной болгаркой и сварочным аппаратом. Но, получив как молодой предприниматель,  господдержку, он смог купить профессиональное оборудование. Удалось решить вопрос с помещением и отработать технологию производства. Главной проблемой  стало удорожание материалов, особенно металла, из-за чего сложно сдержать цены на продукцию. 

- Кризисный год был для меня удачным, - считает молодой предприниматель, - но это не повод расслабиться. В нашем деле нужно уметь не только кувалдой махать, но и строить дальнейшие планы.  Чтобы уйти от такого фактора, как сезонность, необходимо открывать новые производства. Кроме теплиц, сегодня мы принимаем заказы на заборы, арки и даже осваиваем ковку. Нужно постоянно развиваться…

 

Хозяйский подход

27-летний Владимир Громов – владелец крепкого хозяйства в Большеигнатовском районе. Он разводит крупный рогатый скот, коз, баранов и пчел. Молодой человек получил образование технолога переработки сельскохозяйственной продукции, ветеринара, а сейчас еще учится в Нижегородской государственной сельскохозяйственной академии, подтверждая, что пришел в отрасль всерьез и надолго. 

- Я не согласен, что сельское хозяйство сегодня не в моде, - говорит лауреат конкурса молодых предпринимателей-2015. – Наоборот, наступило время, когда люди хотят иметь на своем столе экологически чистые продукты, а их можно произвести самому. 

Работа на земле – дело хорошее, но очень сложное. Получение прибыли в животноводстве – процесс нескорый, тем временем, нужно постоянно вкладываться в корма и условия содержания животных. 

 - Проблемы возникают и с рынком сбыта, - отмечает сельхозпроизводитель. – Покупатели готовы платить больше за качественный продукт «из деревни», ведь они не найдут его на полках супермаркетов.

По словам Владимира, в сельском хозяйстве без господдержки не обойтись. Для него неплохим подспорьем стало получение субсидии на развитие хозяйства. 

- Если вы любите работать на земле и не боитесь сложностей, то – дерзайте! – дает совет предприниматель тем, кто еще только планирует заняться сельским хозяйством.

С.Медведева. 

Фото из личных архивов
предпринимателей.

Версия для печати Версия для печати