№ 13 (877)
Газета Мордовия

 

 

Праздники России

МНЕНИЕ

Довольны ли вы количеством спортивных площадок в своем городе?

Да, их достаточно
Площадок много, но не все они хорошего качества
Нет, у нас мало мест для занятий спортом
Их слишком много, лучше использовать эти площади для других нужд


Результаты опроса

Новости :: ОбществоВыпуск № 9 (197) от 01.03.2011
Мордовия в сети

Как развиваются электронные услуги в республике?

Получить выписку из домовой книги, записаться на прием к врачу, узнать, какую оценку получил ребенок в школе, можно, не выходя из дома. Информационные технологии в современном мире развиваются стремительными темпами. Что касается регионов России, то у каждого здесь свое виртуальное достижение.

 

«Электронные» итоги года

Центром прикладной экономики был сформирован итоговый рейтинг субъектов РФ по уровню и качеству внедрения «электронного правительства». За основу исследования бралось информационное сопровождение в части госуслуг.  Не может не радовать, что Мордовия по этому показателю с 80-83 места в марте прошлого года к первому января текущего – «перебралась» на 33-36 позицию. Это большой рывок вперед, однако по округу мы занимаем лишь скромное восьмое место. По достижениям в этой области нас обошли и ближайшие соседи  - Ульяновская, Нижегородская (3-4 место в ПФО) и Пензенская (7) области. Прямо-таки электронные «чудеса» продемонстрировал Башкортостан, который очень активно включился в информационно-коммуникативную работу. Если в начале прошлого года он опережал регион–3 (по ПФО) только на одну позицию, то теперь занимает по округу почетное второе место и четвертую-пятую строчку в общероссийском рейтинге. Бессменным лидером общероссийской «лестницы» по уровню и качеству внедрения средств «электронного правительства» остается Республика Татарстан. Кабардино-Балкария сохранила за собой второе место и поделила его с Липецкой областью.


Где нужно «подтянуться»?

При составлении рейтинга аналитики учитывали, во-первых, функциональную структуру портала госуслуг на региональном уровне: удобство информационных каталогов, возможность быстрого перехода к отдельным услугам, доступность информации. Надо отметить, что по этому блоку Мордовия в «середнячках» – 23 балла (максимальное число баллов у Ямало-Ненецкого АО – 29). Во внимание также бралась «начинка» портала: количество предоставленных услуг и полнота информации. По содержанию лучшие показатели у Тамбовской и Липецкой областей. Для сравнения: Мордовия отстает от них только по этой составляющей рейтинга на 11 баллов. Чуть хуже у нашей республики обстояли дела с сервисами - дополнительными возможностями для получателей услуг: отслеживанием хода оказанной услуги, обеспечением обратной связи с органами власти, проведением опросов и т.д. К примеру, информационный разрыв между лидером в этой «номинации» – Татарстаном и Мордовией аналитики оценили аж в 16 баллов.

На самом деле, чтобы понять, какая работа стоит за сухими цифрами рейтинга, достаточно зайти на портал госуслуг регионов и сложится яркая картинка. Например, в Татарстане на главной странице уже перечислены более десяти услуг, которые предоставляются в электронном виде, а для большей их части предусмотрена даже возможность оплаты: сделать благотворительный взнос, внести платежи за квартиру, телевидение, Интернет, услуги связи, регистрацию заключения брака, штрафы ГАИ. Это яркий пример интегрированной системы, адекватной запросам современной экономики и отвечающей ожиданиям общества, создание которой многие субъекты РФ еще только планируют. Кстати, в 2011 году методику расчета рейтинга регионов ждут изменения именно по практической составляющей. Теперь на первый план выходят показатели, которые могут дать представление о реальной пользе информационного канала для граждан, в том числе статистика посещаемости. Ведь если пользователи «заходят» на портал, значит им что-то нужно.


Мышка для каждого

Важность «электронного правительства» переоценить сложно, как и сложно донести ее для всех жителей страны. Ведь пока, по замечаниям скептиков, количество услуг, размещенных на порталах, зачастую превышает число их посетителей. В конце минувшего года электронная версия журнала «Госменеджмент» проанализировала посещаемость порталов государственных и муниципальных услуг 52 субъектов Федерации (там, где работали счетчики посещений). В итоге, лучший результат зафиксирован по г. Санкт-Петербург, его портал государственных и муниципальных услуг при сохранении такой тенденции может посетить 82,8% населения города. В Волгоградской и Нижегородской областях – 38,9% и 34,6% соответственно. Худший результат – 0,1% в Краснодарском крае и Кемеровской области. Мордовия на конец ноября прошлого года относилась к группе с низкой посещаемостью. В числе субъектов, на портал которых в течение года «зайдет» от 1% до 5% населения, оказались также Омская, Вологодская, Ярославская, Ростовская области, Кабардино-Балкарская республика, Ямало-Ненецкий автономный округ, Еврейская автономная область, город Москва…Кстати, перечень регионов с низкой посещаемостью портала госуслуг оказался самым длинным. И дело здесь не только в цифровом неравенстве, но и в банальной ментальности. Для того, чтобы пользоваться услугами портала, нужен не только доступ к Интернету, элементарные навыки пользователя, но и - привычка. Вряд ли можно будет заставить 70-летнего дедушку получить услугу по Всемирной паутине. Ему проще выстоять живую очередь, чем взять в руки компьютерную мышку. Есть основания предполагать, что подобной позиции будут придерживаться не только люди старшего поколения, но и граждане среднего и более молодого возраста. Чтобы новоиспеченные пользователи прочувствовали на себе всю пользу электронного формата услуг в повседневной жизни, нужна реальная отдача. А над этим еще предстоит поработать…Не зря некоторые сравнивают сегодняшнее «электронное правительство» в регионе с  аппендиксом, который и пользы не приносит, и удалить жалко.


От общего – к частному

Конечно, с начала года прошло уже достаточно времени, а за развитием информационных технологий сложно уследить. В Мордовии появилась новая версия портала государственных услуг, которая позволяет давать не только справочную информацию. Однако и по сей день в предоставлении услуг электронного вида мало что изменилось. Хотя информационные предпосылки для активного развития этой области в регионе 13 очень даже неплохие. Взять хотя бы такую услугу, как удаленная запись на прием к врачу, которая  уже действует в нескольких учреждениях здравоохранения республики. Например, пациенту поликлиники №2 МУЗ «Городская клиническая больница №5» можно зайти на сайт больницы, выбрать в списке врача, зайти в его электронное расписание, определиться со временем и записаться на прием. Вся процедура занимает не больше пяти минут. Тем, у кого нет дома Интернета, записаться на прием к врачу можно будет и с помощью информационного киоска. «Непродвинутым» пациентам, для которых слово «электронный» обозначает что-то типа «абракадабра», оставляется возможность получения услуги в традиционном виде.

Как сообщили в Минздраве РМ, к концу марта услуга удаленной записи пациентов на прием к врачу должна появиться в каждом лечебном учреждении республики, и уже в ближайшее время ее можно будет получить через портал государственных услуг.

А вот пример из области образования –  внедрение электронных дневников в школах Cаранска. Так, в лицее №31 современной системой контроля родителей за успеваемостью учеников уже никого не удивишь. Образовательное учреждение имеет свою базу данных, ее созданием занимались сами учителя. А так как при составлении информационного банка не были привлечены «третьи лица», то услуга «электронный дневник» не стоит родителям ни копейки. Раз в неделю на электронную почту каждого родителя приходит письмо, где отражаются оценки школяра за всю неделю. Такую отметку уже не сотрешь и не выведешь белизной! Сюда же заносятся замечания, опоздания и прогулы. Не забывают учителя и поощрять своих учеников. Каждая победа ребенка на олимпиадах и соревнованиях находит отражение в электронном дневнике.

- При желании родитель может получить любую информацию о своем ребенке через электронную почту, - сообщили в лицее. – Если же мама с папой не являются пользователями Интернета, то им высылаются отчеты в распечатанном виде.

Тормозить внедрение передовых технологий может еще их стоимость. В гимназии №29 Саранска за электронный дневник высказались только 5 % родителей учащихся, а 95% - против. Дело в том, что услуги «третьих лиц» по ежедневной рассылке оценок обойдутся каждой семье в 250-300 рублей в месяц. Не такая уж это и маленькая сумма, если учесть, что услуги кабельного телевидения обходятся в два раза дешевле. Так напрашивается еще один вывод. К любому новшеству привыкаешь быстрее, если оно не только заметно упрощает жизнь, но и ничего тебе не стоит, а это уже задача государственной важности.

С.Медведева.

Версия для печати Версия для печати