№ 16 (568)

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ

Праздники России

МНЕНИЕ

Довольны ли вы количеством спортивных площадок в своем городе?

Да, их достаточно
Площадок много, но не все они хорошего качества
Нет, у нас мало мест для занятий спортом
Их слишком много, лучше использовать эти площади для других нужд


Результаты опроса

Новости :: Об этом говорятВыпуск № 15 (567) от 12.04.2018
Сколько будем платить за коммунальные услуги?

ЖКХ Мордовии переходит на систему прямых расчетов

Мы запускаем спецпроект «Жизнь и кошелек». Эти два понятия неразрывно связаны. Без социальных, медицинских, образовательных и коммунальных услуг невозможна наша жизнь. А их качество напрямую зависит от толщины кошелька. Мы будем проводить для читателей своеобразный ликбез: рассказывать о нововведениях в разных сферах и во сколько они обойдутся семейному бюджету. Наш первый выпуск посвящен переходу на прямую оплату за коммунальные услуги. О том, поможет ли сэкономить новая система и сделать жизнь комфортнее, – в нашем материале.

 

У кого беру – тому плачу

На днях Президент Владимир Путин подписал закон, разрешающий собственникам квартир оплачивать коммунальные услуги без участия управляющих компаний. Многие посчитали это новшество революционным. Теперь у жителей многоэтажек появилась возможность заключать договоры с поставщиками электроэнергии, газа, тепла и воды, а также оператором по обращению с ТКО (твердыми коммунальными отходами) напрямую, независимо от способа управления домом. По мнению авторов законопроекта, это абсолютное благо. Отныне деньги за коммуналку не будут оседать в карманах «управленцев», пойдут строго по назначению: у кого беру – тому плачу.

Справедливости ради отметим, что для Мордовии эта система не нова. Как сообщили в Министерстве ЖКХ РМ, сегодня без участия посредников получают коммунальные блага жители многих районов республики. Но это больше характерно для сельских жителей, а не городских. 

Принципиальные изменения все-таки есть. Отныне переход на прямые расчеты за коммуналку может состояться не только по решению общего собрания собственников, но и автоматически в новостройках, а также принудительно - в тех домах, где управляющая компания имеет задолженность перед «ресурсниками» за два месяца. В свете последних событий хочешь - не хочешь, переход на оплату без посредников будет неотвратим.

 

За что боролись, на то и напоролись

Понятно, что новшества на руку ресурсоснабжающим организациям (РСО). Без посредников деньги на счет поступят быстрее. А вот чего ждать простым потребителям? На этот счет нет единого мнения. Одни полагают, что по большому счету ничего не меняется. Прямые расчеты - формальность, которая никак не отразится на цифрах в квитанциях. Другие считают - квартплата вырастет. Неслучайно РСО пугают потребителей увеличением тарифов. Обязанностей у них прибавится, и соответственно, расширится штат организаций. К тому же, жильцы будут получать уже не одну квитанцию, а это затраты на бумагу. Новые расходы переложат на плечи собственников квартир. Однако, как заверяют парламентарии, это будет не постоянная практика, а разовая акция. Таким образом, оплата, скорее всего, действительно вырастет. В общем, за что боролись, на то и напоролись?

 

Взятки не гладки

А что ожидать от качества услуг? Авторы законопроекта считают, что отныне оно должно улучшиться. «Управленцам» больше не придется по вине неплательщиков латать дыры в своем бюджете. Как говорится, баба с возу…Но это вовсе не значит, что, отстранив «управляек» от финансового потока, с них теперь все взятки – гладки. Обязанности УК остаются прежними. Новых - в законопроекте пока не прописали.

Напомним, что согласно Жилищному кодексу «управленцы» обязаны предоставлять ресурсоснабжающим организациям показания индивидуальных и общедомовых приборов учёта. Они также осуществляют контроль качества коммунальных ресурсов, но… до границ общего имущества в доме. 

 

«Палка» о двух концах

Жители Мордовии восприняли новшества двояко. Так, для жильцов дома №159 по ул. Полежаева прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями, можно сказать, уже пройденный этап. В 2014 г. на общем собрании они решили работать без посредников с поставщиком энергоресурсов, и ничего хорошего из этого не вышло. Показания счетчиков, по большей части, председатель совета дома снимала сама, поскольку сотрудники ресурсоснабжающей организации приходили днем, когда все люди на работе. Тем временем, жильцы стали ворчать, что появилась еще одна платежка. В общем, неудобств масса, а плата осталась прежней. Собственники продержались на прямых расчетах десять месяцев и вернулись к прежней системе…

- От прямых расчетов квитанций, действительно, кипа. Это главный минус, - отмечает жительница дома №42/2 по ул. Веселовского Ольга Лазарева. – Мы давно получаем отдельные счета за капремонт, электроэнергию и часто путаемся. Никаких преимуществ от прямых расчетов я не увидела.

- Новшество имеет ряд плюсов и минусов, - считает председатель ТСЖ (дом №91 по ул. Ульянова) Ольга Вишнякова. – Сейчас управляющие компании за прием денежных средств от населения платят банку комиссию в размере 1,0 - 1,5% от принятой суммы. Также оплачивают за платежные поручения при перечислении оплаты на счет ресурсоснабжающей компании. Это немалые деньги! Скажу на примере нашего ТСЖ, которое находится на непосредственном управлении, только при приеме денежных средств от населения в зимний период, мы ежемесячно теряем до 9 тысяч рублей, а за весь отопительный сезон - порядка 50 тысяч рублей. При прямых расчетах эта сумма останется у нас… Но проблема в другом. Как показывает практика, наличие нескольких квитанций снижает платежную дисциплину собственников. Возможно, что они начнут дробить оплату: за одни услуги рассчитаются сразу, за другие – потом. Например, оплатят коммунальные услуги, чтобы у них не «отрезали» ресурсы, а про жилищные «забудут». Как результат, возрастет число судебных исков. Достаточно вспомнить ситуацию с капремонтом. Первое время многие за него вообще не платили. Когда эту жилищную услугу включили в общую квитанцию, должников стало меньше…Выберем ли мы новую систему оплаты? Это решать собственникам квартир!

 

Не греет душу…

А вот у жителей Юго-Западного района Саранска выбора не было. Они уже перешли на прямые расчеты с ресурсоснабжающей организацией за тепло и горячую воду. Не так давно вместе с обычной платежкой собственники получили отдельные счета.

«Ресурсники» заверили потребителей, что никакой дополнительной платы за выставление квитанций не взимается. Все расходы по выпуску платежных документов, а также комиссии банков за сбор денежных средств берет на себя поставщик энергоресурса.

 - Исключение посредников из цепочки в оплате делает отношения с конечными потребителями прозрачными и гарантирует стопроцентное направление средств на подготовку к отопительному сезону и обеспечение надежной работы ТЭЦ и тепловых сетей, - сообщили в тепловой компании.

Между тем, жители Юго-Западного района заметили увеличение цифр в своих квитанциях за последний месяц.

- Сумма за отопление выросла, но я не связываю это с переходом на новую систему, - говорит старший по дому №34 по ул. М.Расковой Наталья Глушкина. – Такая ситуация по всему городу, просто расход тепла был больше. А вообще, денег не жалко! Топили у нас очень хорошо!

- Переход на систему прямых расчетов с ресурсоснабжающими организациями – это гарантия того, что средства, предназначенные на оплату коммунальных ресурсов, нигде не потеряются, - подводит итог руководитель РОО «Центр общественного контроля в сфере ЖКХ Республики Мордовия» Алексей Кливер. – Сегодня это особенно актуально. Управляющие компании нередко тратят деньги собственников по своему усмотрению. Но сказать, что прямые договоры позволят сэкономить на квартплате собственникам, тоже нельзя. То же самое с повышением качества коммунальных услуг. Энергетики, к примеру, поставляют ресурс до стены дома, а за качество услуги в квартирах продолжает нести ответственность управляющая компания. Если собственнику предоставлена некачественная коммунальная услуга, то претензия должна быть направлена в управляющую компанию, которая в свою очередь будет разбираться с ресурсоснабжающей организацией.

 

С.Родионова.

 

 

Кстати

Что будет с долгами?

У долгов в ЖКХ есть срок давности — 3 года, после чего ресурсники просто включают недополученную сумму в тариф, который растет в пределах установленных государством индексов, сообщает «Открытая газета». Иными словами, за все заплатят добросовестные собственники. Во многих регионах такие решения уже встречаются на практике. Например, в Бурятии, когда сразу несколько управляющих компаний обанкротились, оставив после себя долги перед ресурсниками, РСО увеличили тариф для потребителей.

 

 

Тем временем

Квитанции за ЖКУ очистят от рекламы

3 апреля Владимир Путин подписал законопроект о запрете рекламы на платёжных документах за ЖКУ. По мнению авторов законопроекта, граждане зачастую выбрасывают платежный документ из-за засилья коммерческой информации. Они думают, что это «подъездный спам», а потом получают уведомления о неоплаченных услугах. Есть в этом и еще один отрицательный момент - чтобы освободить бумажную площадь под рекламные объявления, тот, кто выставляет счета, нередко печатает обязательную информацию очень мелким шрифтом. Прочитать ее потребителям довольно-таки сложно.

Теперь на квитанциях разрешили оставить только социальную информацию, в том числе сообщения МВД, МЧС и Минздрава.

Версия для печати Версия для печати