№ 13 (877)
Газета Мордовия

 

 

Праздники России

МНЕНИЕ

Довольны ли вы количеством спортивных площадок в своем городе?

Да, их достаточно
Площадок много, но не все они хорошего качества
Нет, у нас мало мест для занятий спортом
Их слишком много, лучше использовать эти площади для других нужд


Результаты опроса

Новости :: Об этом говорятВыпуск № 4 (556) от 25.01.2018
Возвращение к детям

Осужденным женщинам могут разрешить видеться с детьми вне колоний

В связи с обращением спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко, Министерство юстиции России подготовило пакет проектов, вводящих существенные облегчения для заключенных. В колониях намерены запретить проверки на улице при лютом морозе или на жаре, а в СИЗО увеличить количество банных дней. Скоро осужденным женщинам, видимо, разрешат по выходным видеться с детьми вне колоний. Такую же льготу хотят предоставить и отцам-одиночкам.

 

Теперь на обсуждение  вынесены проекты поправок в три приказа, утверждающих правила внутреннего распорядка следственных изоляторов, воспитательных колоний, а также исправительных учреждений. В частности, правила распорядка СИЗО предусматривают проведение банно-прачечных мероприятий не реже двух раз в семь дней. Сегодня, по закону, арестанту положен один банный день в неделю.

Стоит напомнить, что летом 2017 года были приняты гуманные поправки в Уголовно-исполнительный кодекс. Они разрешили длительные свидания по выходным с детьми для женщин, имеющих детей до 14 лет, а также для отцов-одиночек. Согласно новым поправкам, кроме встреч по выходным, матери смогут рассчитывать и на дополнительные отпуска с выездом из колонии.

В настоящее время в Мордовии (точнее, в Зубово-Полянском районе) расположено 15 исправительных колоний, в том числе и для осужденных женщин. По нашим сведениям, в одной из них отбывают наказание около 1000 представительниц прекрасного пола.  Большинство из них находится на облегченных условиях содержания, на строгих условиях - лишь единицы. 

 Основное направление производственной деятельности  - швейное производство. Здесь изготавливают более 70 процентов  продукции, выпускаемой в этом исправительном учреждении. Осужденные шьют летние рабочие костюмы по заказам отдельных предприятий страны. Кроме того,  женщины занимаются заготовкой на зиму овощей и плодов. Из выращенных в подсобном хозяйстве колонии овощей ежегодно засаливается в бочках необходимое количество огурцов и помидоров, производят тысячи банок консервов, компотов и повидла.

Любопытно и то, что в женской колонии почти 40 лет функционирует филиал училища № 113, где осужденные женщины могут получить специальное образование по профессиям швеи, парикмахера, овощевода, слесаря швейного производства, штукатура, облицовщика-плиточника и т.д. При колонии открыт храм, имеется хороший клуб и даже свой театр, традиционно проводится местный конкурс «Мисс очарование». 

 В исправительной колонии № 2 УФСИН России по РМ исправно функционирует Дом ребенка. В реконструированном двухэтажном корпусе расположены 4 групповые комнаты для детей от 1 года до 3 лет, служебные помещения для персонала, спальни, буфетные, гардероб, пищеблок, подсобные помещения, комнаты гигиены, веранды, музыкальный зал, совмещенный с физкультурным уголком для детей, игровые комнаты. Групповые помещения и кабинеты отделаны качественными материалами, оснащены современным медицинским оборудованием и мебельными модулями. Осужденные матери проживают в Доме ребенка совместно с детьми. 

 Министр юстиции РФ Александр Коновалов подписал приказ, который позволит тысячам осуждённых родителей, у которых на воле остались дети, за хорошее поведение проводить с ними время за пределами исправительных колоний. Речь идёт о заключённых, которые содержатся в колониях общего режима, в колониях-поселениях и других учреждениях ФСИН с облегчённым режимом содержания. Убийц, рецидивистов и насильников это новшество, конечно же, не затронет. Судя по всему, рассчитывать на поездку к детям могут только те осуждённые, детям которых ещё не исполнилось 14 лет, а кроме того, если у них нет замечаний от начальника исправительного учреждения, уполномоченного выдавать данные разрешения.

- Приказ министра Александра Коновалова – это продолжение гуманизации уголовно-исполнительной системы, - говорит уполномоченный по правам человека в Республике Мордовия Валерий Левин. – Считаю, как бы наше государство ни заботилось о детях, важнейшим фактором социальной адаптации ребенка  является тесный контакт с матерью. Я вполне согласен с тем, чтобы осужденным женщинам с хорошим поведением предоставлять отпуск или длительные свидания с детьми за пределами исправительных колоний, например, в арендованной квартире. Полагаю, что такая практика принесет больше пользы, нежели вреда. Мы регулярно выезжаем в мордовские исправительные колонии, в том числе и в женскую колонию. Причины разные – жалобы, просьбы, предложения... Буквально перед Новым годом побывали в Доме ребенка в Явасе. Видели, как у осужденных матерей сверкают глаза, когда малыши улыбаются при каждом их ласковом взгляде и слове... Это и есть тесный контакт мамы с ребенком. А как они радовались, когда малышам вручали сладкие новогодние подарки!     

В Минюсте России отмечают, что уже весной 2018 года имеющие детей до 14-летнего возраста осуждённые женщины,  отбывающие наказание в облегчённых условиях в исправительных колониях общего режима, для успешной социальной адаптации могут быть освобождены из-под стражи по постановлению начальника исправительной колонии за шесть месяцев до окончания срока наказания. Благодаря послаблению тюремного режима тысячи осуждённых смогут дожидаться полного освобождения не в колониях, а в арендованных квартирах, расположенных в тех же посёлках и городах, что и зоны. Правда, платить за наём жилья женщины-матери должны будут из своего кармана.

- Любая инициатива государства, направленная на защиту прав детей и матерей, должна только приветствоваться, - считает Уполномоченный по правам ребёнка в Республике Мордовия Наталья Юткина. – Приказ министра юстиции России должен помочь осуждённым не просто социализироваться на свободе, главное – не потерять связи с детьми и другими родственниками. Многие проблемы осужденных женщин-матерей мне понятны, потому что я нередко встречаюсь с ними в колониях. Они пишут мне письма в Саранск. По мере возможностей стараюсь помочь людям. Вижу, как реагирует общество на только что освободившихся женщин из тюремного заключения. Знаю, как некоторые из них стараются стать другими на свободе, но в одиночку, после нескольких лет содержания под стражей, это сделать зачастую невозможно... К сожалению, не все могут быть сильными и противостоять жизненным трудностям. 

- Если государство будет предоставлять возможность осужденной женщине как можно больше видеться со своим ребенком, то это правильно, - продолжает Наталья Юткина. – Понятно, что к каждой заключенной надо подходить индивидуально, послабления должны быть обоснованными и четко прописаны в предлагаемых поправках в Уголовно-исполнительный кодекс.

... Что греха таить: чаще в тюрьму попадают женщины из малообеспеченных семей. Мужья их бросают, а дети вынуждены скитаться по родственникам или их направляют в детские дома. Там им явно не всегда хватает средств на основные жизненные потребности. Денег порою нет даже на то, чтобы ребенок отправил очередное письмо маме.

С другой стороны, у некоторых женщин материнский инстинкт может так и не проснуться. Таких мамаш-кукушек немало в тюрьмах. Они выходят на свободу и не возвращаются в семьи, вовсе забывают о своих детях. 

 

Н. Тарасов.

 

Кстати 

В Минюсте РФ утверждают, что на 1 января 2018 года в России зарегистрирован исторический минимум количества заключённых. За решёткой находилось 602 тысячи человек, из них 47 тысяч - женщины. В это число входят и приговорённые к лишению свободы, и арестованные в следственных изоляторах. 

Для сравнения: десять лет назад на 1 января 2008 года в российских тюрьмах находилось 886 тысяч человек, в том числе 68 тысяч - женщин.

Версия для печати Версия для печати