№ 42 (646)

Праздники России

МНЕНИЕ

Довольны ли вы количеством спортивных площадок в своем городе?

Да, их достаточно
Площадок много, но не все они хорошего качества
Нет, у нас мало мест для занятий спортом
Их слишком много, лучше использовать эти площади для других нужд


Результаты опроса

Новости :: Об этом говорятВыпуск № 40 (644) от 02.10.2019
«Это крик о помощи!»
 
Почему в России увеличилось число подростковых суицидов?
Впоследнее время актуальность проблемы суицидов возросла настолько, что некоторые эксперты склонны относить ее к угрозам национальной безопасности страны. По официальным данным, только количество подростковых самоубийств в России в 2018 году  увеличилось почти на 15%. Почему дети не хотят жить? Как распознать «опасные сигналы»? Куда обратиться за помощью? Об этом в интервью журналисту «Мордовии» рассказала психиатр Кабинета медико-социально-психологической помощи Мордовской республиканской клинической психиатрической больницы  заслуженный врач Мордовии Римма Малышева. 
 
 
– Римма Михайловна, число подростковых суицидов в России растет. Вам известны эти страшные цифры?
– В России частота суицидальных действий среди молодежи в течение последних двух десятилетий удвоилась. У 30% лиц в возрасте 14 – 24 лет бывают суицидальные мысли, а 6% юношей и 10% девушек совершают суицидальные действия. По данным службы государственной статистики, количество детей и подростков, покончивших с собой, составляет 12,7% от общего числа умерших от неестественных причин. А всего за последние пять лет самоубийством покончили жизнь 14157 несовершеннолетних. Суицид ежегодно в России уносит жизни около 2800 детей и подростков, и эти страшные цифры не учитывают случаев попыток  самоубийства. 
– А какова ситуация в Мордовии?
– Уход из жизни – это крайний поступок, который обычно регистрируется у подростков один-два раза в год, а вот попыток самоубийства гораздо больше – семь-восемь...
– О чем говорят такие демонстративные попытки?
– Это крик о помощи! Подросток пребывает в отчаянии, ему сделали больно! На самом деле, он возможно и не хочет совершить суицид. Зачастую это своеобразный шантаж родителей – он желает, чтобы на него обратили внимание! Как правило, это происходит в семьях, где к ребенку предъявляют завышенные требования, сложилось непонимание… В любом случае, игнорировать такие попытки нельзя! Однажды это может привести к непоправимым последствиям…
А вообще, за каждым случаем суицида стоит личная трагедия, катастрофа, безысходность, когда страх перед жизнью побеждает страх смерти. Анализ материалов уголовных дел и проверок обстоятельств причин самоубийств несовершеннолетних, проведенный Генеральной Прокуратурой России, показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетних связано с семейными конфликтами и неблагополучием, боязнью насилия со стороны взрослых, бестактным поведением отдельных педагогов, конфликтами с учителями, одноклассниками, друзьями, черствостью и безразличием окружающих. 
– Что думают по этому поводу суицидологи?
– Специалисты выделяют целый комплекс причин, которые могут привести к суициду ребенка. Это жестокое обращение; психологическое, физическое, сексуальное насилие; отсутствие доброжелательного внимания со стороны взрослых; а также  резкое повышение общего ритма жизни; неуверенность в завтрашнем дне; потеря смысла жизни. Большую роль играют и психологические факторы: низкая самооценка, трудности в самоопределении; бедность эмоциональной и интеллектуальной жизни. К крайнему шагу может привести и безответная влюбленность.  
Общей причиной суицида является социально-психологическая дезадаптация, возникающая под влиянием острых психотравмирующих ситуаций, нарушения взаимодействия личности с ее ближайшим окружением. Однако для подростков это чаще всего не тотальный кризис, а нарушения общения с близкими, с семьей. 
– Как распознать, что у ребенка на душе?
– О возможном самоубийстве говорит сочетание нескольких признаков. Во-первых, это приведение своих дел в порядок — раздача ценных вещей, упаковывание. Ребенок мог быть неряшливым и вдруг начинает приводить все в порядок. Делает последние приготовления.  Во-вторых, своеобразное прощание. Оно может принять форму выражения благодарности различным людям за помощь в разное время жизни.  Еще один признак – внешняя удовлетворенность: прилив энергии. Если решение покончить с собой принято, а план составлен, то мысли на эту тему перестают мучить. Ребенок расслабляется — может показаться, что он отказался от мысли о самоубийстве. Подчеркну, что состояние прилива сил может быть опаснее, чем глубокая депрессия!  Кроме того, могут быть составлены письменные указания:  в записках, дневнике или присутствуют словесные указания, угрозы. У импульсивных подростков  появляются вспышки гнева. Все это сопровождается бессонницей. Еще один настораживающий фактор – потеря близкого человека, потеря дома, за которой следуют вышеперечисленные признаки. 
– Как быть, если родители заподозрили неладное?
– Повторюсь, что ко всем намекам на суицид следует относиться со всей серьезностью. Не может быть никаких сомнений в том, что крик о помощи нуждается в ответной реакции близкого человека, который может вмешаться в кризис одиночества. 
Чтобы предотвратить суицид, надо заниматься профилактикой депрессий у подростков. В этом важную роль играют родители. Как только у подростка отмечается сниженное настроение и другие признаки депрессивного состояния – необходимо сразу же помочь ребенку выйти из этого состояния. 
– Есть какие-то конкретные профилактические  рекомендации? 
– Во-первых, необходимо разговаривать с ребенком, задавать ему вопросы о его состоянии, вести беседы о будущем, строить планы. Эти беседы обязательно должны быть позитивными. Нужно «внушить» ребенку оптимистический настрой, вселить уверенность, показать, что он способен добиваться поставленных целей. Не обвинять ребенка в «вечно недовольном виде» и «брюзгливости», лучше показать ему позитивные стороны и ресурсы его личности. Не надо сравнивать его с другими ребятами – более успешными, бодрыми, добродушными. Эти сравнения усугубят и без того низкую самооценку подростка. Можно сравнить только подростка-сегодняшнего с подростком-вчерашним и настроить на позитивный образ подростка-завтрашнего. 
Во-вторых, заняться с ребенком новыми делами. Каждый день узнавать что-нибудь новое, делать то, что никогда раньше не делали. Внести какое-то разнообразие в обыденную жизнь. Записаться в тренажерный зал или хотя бы завести привычку делать утреннюю гимнастику, прокладывать новые прогулочные маршруты, съездить в выходные на увлекательную экскурсию, придумывать новые способы выполнения домашних обязанностей, посетить кинотеатр, выставки, сделать в доме генеральную уборку. Можно завести домашнее животное – собаку, кошку, хомяка, попугаев или рыбок. Забота о беззащитном существе может мобилизовать ребенка и настроить его на позитивный лад. 
В-третьих, подростку необходимо соблюдать режим дня. Нужно проследить за тем, чтобы он хорошо высыпался, нормально питался, достаточно времени находился на свежем воздухе, занимался подвижными видами спорта. 
И, в-четвертых, обратиться за консультацией к специалисту – психологу, психотерапевту.
Этого не надо стесняться! Помните, что за любое суицидальное поведение ребёнка в ответе взрослые! 
С.Родионова.
Версия для печати Версия для печати