№ 16 (880)
Газета Мордовия

 

 

Праздники России

МНЕНИЕ

Довольны ли вы количеством спортивных площадок в своем городе?

Да, их достаточно
Площадок много, но не все они хорошего качества
Нет, у нас мало мест для занятий спортом
Их слишком много, лучше использовать эти площади для других нужд


Результаты опроса

Новости :: Чтобы помнили...Выпуск № 10 (666) от 04.03.2020
«Знак Почета»

 Труженице тыла Анастасии Медведевой вручена юбилейная медаль к 75-летию Победы

На днях юбилейную медаль «75 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» получила труженица тыла Анастасия Медведева.  Важную награду вручили ей сотрудники Пролетарской администрации Саранска. О воспоминаниях 92-летней Анастасии Андреевны и ее нелегкой судьбе – в нашем материале. 
 
Новый удар – война
Анастасия Медведева родилась в с. Чукалы Краснослободского района, где прожила более 80 лет. Только последние годы она находится у дочери в Саранске. 
– Моя жизнь была очень тяжелой, – вспоминает труженица тыла со слезами на глазах. – Это сейчас хорошее время. Ешь, пей  что хочешь, с одеждой и обувью  проблем нет, а в нашем детстве не было ничего слаще морковки. Ходили полураздетые… Учиться было некогда, потому что надо было работать. Вспоминать свое отрочество очень тяжело…
Анастасия Андреевна родилась в 1927 году. Ее отец Андрей Петрович работал конюхом, а мама Матрена Ивановна трудилась на ферме и в поле. Семья, как и у всех в то время, была большая. У Насти было две сестры и два брата. 
Самое первое потрясение, которое хорошо помнит Анастасия Андреевна, случилось незадолго до начала Великой Отечественной войны. 
– В поисках лучшей доли мы уехали в Сибирь, – рассказывает труженица тыла, – но чужбина принесла нам только горе. Однажды мама взяла с собой в тайгу за грибами 9-летнюю сестренку Машеньку. Они попали под дождь, сильно замерзли. Сестренка заболела дифтерией и не выжила. Через несколько месяцев я потеряла и младшего братика – полуторагодовалого Коленьку. Это произошло, когда мы уже решили вернуться в родное село. Чтобы дождаться нужного поезда нам пришлось несколько дней провести на вокзале. Малыш сильно простудился и умер от воспаления легких уже в поезде. Родители от горя чуть с ума не сошли! Вернулись в Чукалы уже без двух детей! А тут новый удар – война! Хорошо еще, что на родину успели возвратиться. Дома тяжелое время всегда перенести легче…
Анастасия Андреевна помнит, как мама вызвала ее на серьезный разговор. Родительница сообщила страшную новость – началась война, и отца забирают на фронт. Девочка долго плакала, а мама ее успокаивала: «Теперь ты после меня – самая старшая, поэтому должна быть опорой для брата и сестры, которые моложе тебя». 
 
На доске почета
– Мне тогда еще четырнадцати не было. Брату Леше – одиннадцать, а Валюшке всего три годика исполнилось, – продолжает Анастасия Андреевна
Насте пришлось рано повзрослеть. Юная хрупкая девчушка работала в поле наравне со взрослыми. 
– Из мужчин в селе одни старики остались, поэтому дети помогали женщинам, которые взвалили на себя всю мужскую работу. Про школу пришлось забыть. Я бороновала пашню на лошади, готовила поле под посевы. Было очень тяжело. Пришлось поработать и на току: зерно поднимали, провеивали и подсушивали. Работали до седьмого пота  с утра и дотемна, но я маме никогда не жаловалась. Понимала, что сейчас всем тяжело, и каждый старается из последних сил. Утешала себя одной мыслью: «Мы помогаем фронту и куем победу в тылу». Никто из моих ровесников не плакал от усталости, наоборот, мы с воодушевлением помогали своим мамам! Моя фамилия была написана на сельской доске почета. Помню, как гордилась, когда увидела это. Мама меня похвалила, сказала: «Молодец, дочка!» и отцу про это на фронт написала. 
Несмотря на тяжелый труд, питались дети войны очень скудно – все отправляли на фронт, все – для победы!
– Голодные всегда ходили, – вспоминает Анастасия Андреевна. – Хлеба почти не видели. Чтобы молоко пили, этого я вообще не помню. Что ели? Пустую похлебку из травы да «хлеб» из гнилой картошки. Мама собирала «неликвид» на поле, мыла клубни, сушила их, в ступке толкла – вот из такой «муки» и пекла нам блины, чтобы мы от голода не умерли. Даже кожуру от картофеля не выбрасывали – все в «хлебушек» шло… И лебеду ели, и клевер… Чувство голода было всегда. Помню, как ждешь обеда, а изо стола выходишь – еще больше есть хочется. Летом еще яблоки спасали, да трава, а зимой вообще туго было. Откуда у нас только силы брались! Мы верили, что скоро война закончится, и ждали этого каждый день. Одежды и обуви особо не было. Ходили круглый год в лаптях. Даже зимой! А морозы раньше были не то, что сейчас – пять минут на улице не простоишь! Отец ушел на фронт – оставил мне свои валенки. Этим чесанкам, на несколько размеров больше моей ноги, я была несказанно рада! Для меня это был царский подарок! В них я и отправилась на торфоразработки в Свердловскую область. Помню, как мама меня поставила перед фактом: «Езжай, Настя, на заработки. Иначе мы не выживем. У нас даже ни одного ведра нет!» Говорила она это со слезами на глазах. Ей было очень тяжело отпускать меня на чужбину, но другого выхода у нас тогда не было…
 
Адский труд
На торфоразработки Настя поехала вместе со своими сельчанами. В бригаде она оказалась самой младшей, поэтому ей было особенно тяжело. 
– Сколько тонн мы торфа подняли! – вспоминает Анастасия Андреевна. – Это адский труд был! И в дождь, и в зной работали. Я еле доходила до кровати и падала без сил. Работали фактически за еду. Вши съедали нас из-за грязи. Двоюродная сестра уговаривала на сушку торфа перевестись – там полегче было, но я ни в какую не соглашалась. Не в моем характере сдаваться! Только однажды не выдержала и отправила маме слезное письмо. Написала, что мне очень-очень плохо. Мама меня ободрила словами: «Потерпи, дочка. Война кончится, и ты приедешь…» Мы ждали Победу каждый день. Только и разговоров об этом было! Помню, как однажды собрались на работу, а бригадир объявила: «Бабоньки, война закончилась! Сегодня можете отдыхать!» До сих пор, когда про это вспоминаю, мурашки по коже бегут! Как мы обрадовались: и обнимались, и пели, и танцевали, и плакали…
Однако домой Настя попала еще не скоро – только через полгода. С первого заработка привезла она домой два платья, немного ситца и пустое ведро.
 
Отец – герой!
Послевоенное время было тоже очень тяжелым, но жизнь уже была совершенно другой. Все были настолько счастливы, поэтому все трудности казались мелочью. 
– Отец прошел всю войну и вернулся домой! О чем еще было мечтать, – говорит труженица тыла. – Он был для нас настоящий герой! Папа получил серьезное ранение и хромал до последних своих дней, но главное, что он выжил! Помню, как мы были счастливы, когда семья воссоединилась, и все мы обнялись в родном доме! 
Анастасия Андреевна признается, что сейчас уже не помнит, где воевал отец. Андрей Петрович Шляпников не любил рассказывать про войну, поэтому они старались избегать дома разговоров о фронте. Героем он себя никогда не считал, говорил, что на его месте так поступил бы каждый. Он получил награды, но, к сожалению, они не сохранились. 
Только недавно Анастасия Андреевна узнал, что ее отец – ефрейтор Андрей Шляпников был награжден в феврале 1943 года медалью «За отвагу» и в апреле 1945 г. – орденом «Красной звезды». 
– Это мне сказали внуки, которые нашли своего прадеда на портале «Память народа», – отмечает труженица тыла. – Они очень гордятся этим. Говорят, что их прадед проявил личную храбрость во время боевых действий. К сожалению, отец прожил недолго. Он умер в 54 года, но память о нем жива, и  будет жить еще долго! 
 
Не забыть никогда
После войны Анастасия Медведева вышла замуж, родила троих детей. Работала она в местном колхозе. Неугомонная труженица всегда была в передовиках. Председатель называл ее палочкой-выручалочкой, ведь Анастасия Андреевна не боялась никакой работы,  и на нее всегда можно было положиться. 
– Почему так долго прожила? Никогда об этом не задумывалась, и такой цели не ставила. Мы все тогда жили одним днем, – вспоминает женщина. – Голод, войну прошли, адский труд. Излишеств на моем веку никогда не было, наверное, поэтому долго и прожила, и без работы дня не находилась! Это сейчас молодежь в тренажерный зал ходит, потому что труд теперь автоматизирован, а раньше у нас были естественные силовые нагрузки – в поле и на ферме. 
Сидеть на одном месте и ничего не делать – это не про Анастасию Андреевну. Даже когда ей было 85 лет, она еще сама сажала и выкапывала картошку, косила траву в огороде.
– Дети всегда говорили «Мама, ну почему ты нас не подождала?» – рассказывает она. – Я им в ответ: «А мне что делать?!». Я спать не лягу, если у меня что-то не сделано. Такой у меня характер! 
Мужа баба Настя схоронила 25 лет назад, пережила она и сына. На ее долю выпало немало испытаний, но она всегда старалась не падать духом. В трудные минуты ее спасала семья и песня. Анастасия Андреевна долгое время пела в местном хоре. Нередко ее приглашали выступать и в другие села родного района. 
– Война нас закалила, – считает труженица тыла, – но такой закалки я не пожелаю и врагу. Не дай Бог молодежи пройти через это. Это самое страшное бедствие в жизни! Я всегда говорю, что самое большое счастье – это мирное время. С той Великой Победы прошло почти 75 лет, но она не забыта, и это главное! Этот подвиг народа не стереть из памяти…
С.Родионова.
Версия для печати Версия для печати