№ 15 (879)
Газета Мордовия

 

 

Праздники России

МНЕНИЕ

Довольны ли вы количеством спортивных площадок в своем городе?

Да, их достаточно
Площадок много, но не все они хорошего качества
Нет, у нас мало мест для занятий спортом
Их слишком много, лучше использовать эти площади для других нужд


Результаты опроса

Новости :: ЛичностьВыпуск № 6 (246) от 07.02.2012
«В лицее учатся не вундеркинды»

Преподаватель математики Петр Кочугаев – о том, как вырастить будущих ученых

Он занимается с одаренными детьми более 12 лет. Если раньше это было больше хобби, то теперь – одно из основных направлений его деятельности.  Петр Кочугаев возглавляет кафедру математики в Республиканском лицее для одаренных детей.  За этот небольшой временной отрезок он, совместно c коллегами, подготовил уже почти целый класс победителей и призеров республиканского тура Всероссийской олимпиады школьников по математике. Только в этом году в первую десятку среди всех восьмиклассников Мордовии попали семь учеников лицея.

 

 

Наша справка

Родился в 1961 г. в с. Барахманы (Б.-Игнатовский район).

Образование: МГУ им. Н.П. Огарева – МГУ  им. Ломоносова  (механико-математический факультет).

Доцент кафедры алгебры и геометрии МГУ им. Н.П. Огарева, заведующий кафедрой математики в Республиканском лицее для одаренных детей.

 

- В этом году у нас три победителя олимпиады по математике: два официальных и один – неофициальный, - рассказывает Петр Николаевич. – Ученица 10 класса немного не добрала, чтобы таковой считаться, но она все равно стала лучшей среди своих сверстников. Кроме того, у наших ребят более десяти призовых мест. Такого результата нет ни в одной школе республики.

- Но здесь и контингент другой, работаете только с гениями?

- В лицее учатся не вундеркинды. Стояла задача найти детей не со сверхспособностями, а с огромным потенциалом. Мы проводили отбор не столько по знаниям, сколько по желанию учиться, то есть ребенок должен заниматься не для оценки, а ради собственного морального удовлетворения и утоления интеллектуальной жажды. Отбор проводился в три этапа. Сначала – заочно, нам присылали ответы на задания, размещенные на сайте лицея. Потом – очный тур. Но для многих решающим оказалось именно собеседование. Здесь мы узнавали мотивацию детей, готовы ли они заниматься ради знаний, уехать из дома (в основном ученики из районов республики) и мнение родителей. Надо сказать, что некоторые, превосходно справившись с заданиями, не прошли третий этап. Родители проявили ложную жалость, когда узнали, что их детям придется заниматься в усиленном режиме. Иногда ученики сами решали уйти. Первое время мы не ставили оценок, и у некоторых пропал стимул к обучению. Есть и другие трудности, например, сложность и объем программы. В итоге, из восьмого класса отсеялось три человека. Они оказались не готовы учиться в таком формате.

Остальные, все кто остался, за полгода заметно вырвались вперед. Хотя, поверьте мне, сначала они были не самыми сильными. Но теперь догнать их уровень действительно могут только вундеркинды.

- В чем особенность подготовки в лицее?

- Во-первых, система оценки знаний. В школе все отметки – относительны. Например, ребенку ставят пятерку потому, что он лучше выполняет задание, чем другие одноклассники. Но это вовсе не означает знание предмета на «отлично». Родителям не надо спрашивать, какую оценку получил их ребенок. Лучше поинтересуйтесь, что он усвоил.
У нас ученики первое время получают тройки, хотя в школе они были отличниками. Потому что здесь другие критерии оценки, она может быть только абсолютной.

Во-вторых, программа обучения. Руководство лицея понимает, что нельзя запланировать индивидуальную работу по часам за год вперед. Ведь заранее неизвестно, какие вопросы  у конкретного ученика вызовут наибольшую трудность, где придется увеличить скорость изучения материала для сохранения  интереса, а где остановиться, чтобы не осталось белых пятен или черных дыр.  Знаю, что иногда в других школах чиновники от образования сверяют, соответствует ли тема сегодняшнего урока запланированной за полгода вперед, вместо того, чтобы проверять знания, умения и навыки учащихся.

- Психологи говорят, что одаренных детей гораздо больше, нежели их могут выявить в школах. Согласны с этим мнением?

- Абсолютно. Одаренность может проявиться, если ей создать определенные условия. В моей преподавательской практике был такой пример. Одна студентка на первом курсе по знаниям ничем не отличалась от других, а на пятом – стала лучшим профессионалом в своей области.

Сейчас неверная политика в области образования – уменьшается количество учебных часов, а в итоге растет нагрузка на ученика. То, что с учителем он пройдет за полчаса, самостоятельно – за час и более. Как результат - ребенок не справляется с заданием, начинает отставать.

Большую роль играет индивидуальный подход. Одаренные дети часто либо замыкаются в себе, либо выводят учителя из себя, задавая ему вопросы, на которые он не всегда может ответить. Есть педагоги, которые подавляют таких детей. Здесь главное, чтобы состоялась встреча ребенка с тем учителем, который сможет разглядеть в нем талант и подтолкнуть к его раскрытию.

Имеет значение и психологический фактор. В некоторых школах, к сожалению, побеждает «отрицаловка». Если ребенку нравится учиться, то к нему негативно относятся одноклассники. Когда не с кем конкурировать, нет позитивного настроя, он делает меньше, чем способен, чтобы не выделяться на фоне других. Надо, чтобы учиться хорошо стало престижно. Ведь в отличном результате главное не одаренность, а большое трудолюбие. Без труда, как известно, не вынешь и рыбку из пруда. Термин «ботаник», который часто имеет негативную окраску, на самом деле придумали лодыри.

- А в вашем выборе профессии что сыграло большую роль: талант или трудолюбие?

- Случай. В школе моим любимым предметом была химия. Я несколько раз участвовал на районных олимпиадах по этому предмету и всегда занимал второе место. Математика мне давалась очень легко, и я решил попробовать свои силы. На олимпиаде занял первое место. Но и после этого я не планировал быть математиком.  Поступил в Ленинградское училище МВД и понял, что это не мое. Не скрываю, выбрал «математический» только потому, что предмет давался легче других.

- Вы более двадцати лет преподаете в университете. Как оцениваете уровень подготовки современных школьников?

- Большая проблема с набором сильных абитуриентов. Последнее время приходят очень слабые студенты, поэтому  5-10% отсеиваются после первой сессии. Если ребенок плохо освоит школьную программу, то университет ему уже ничем не поможет. Бывает, что к концу обучения из двух групп остается только одна. Отчасти это связано с переходом на систему ЕГЭ. Считаю, что за вузом должно оставаться право отбора абитуриентов.

- Правда, что хорошие математики должны в уме трехзначные цифры складывать?

- Быстро считать – это, скорее, прерогатива бухгалтеров. Наша задача – уметь держать задачу в голове и правильно оперировать понятиями. Математику называют царицей наук, потому что она развивает аналитические способности, логическое и пространственное мышление, ассоциативную память. Если этим владеешь, то легко сможешь освоить и химию, и физику, и другие предметы. Технологический взрыв немыслим без математических знаний. Все достижения в области IT: появление компьютеров, цифровых фотоаппаратов, видеокамер и т.п. стали возможны только благодаря этой науке. Она обучает формам представления и способам обработки информации, а в век информационных технологий это актуально как никогда.

- Поэтому лицей призван стать кузницей кадров для Технопарка Мордовии.

-  Сейчас лицей, университет и Технопарк работают в единой связке. Отрадно заметить, что мои воспитанники, закончив МГУ им. Ломоносова, возвращаются в Мордовию. Республике нужны высококлассные специалисты и наша задача – вырастить их.

С. Родионова.

Версия для печати Версия для печати