№ 46 (546)

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ

Газета Мордовия

Газета Мордовия

 

Праздники России

МНЕНИЕ

Довольны ли вы количеством спортивных площадок в своем городе?

Да, их достаточно
Площадок много, но не все они хорошего качества
Нет, у нас мало мест для занятий спортом
Их слишком много, лучше использовать эти площади для других нужд


Результаты опроса

Новости :: ЛичностьВыпуск № 40 (332) от 02.10.2013
Колесо в 20 дюймов

«Корни» российского велоспорта-ВМХ находятся в Саранске

Когда-то, в 1960-е годы, на базе московской школы № 13 отец Станислава Медведева организовал технический клуб, где ребята могли заниматься в мото-, авиа-, автосекциях. Позже сын стал продолжателем дела отца и руководил деятельностью Клуба юных техников профсоюза авиаработников во Внуково. В 1990-е годы Станислав Викторович перепрофилировал Клуб на занятия велоспортом-ВМХ. О том, что связывает московский и саранский экстремальный велоспорт, и как вообще этот вид спорта пришел в Россию рассказывает директор спортсооружений во Внуково Станислав Медведев. 

 

- Чем привлек Вас этот вид спорта, ведь на момент, когда Вы стали заниматься им с детьми, он был совершенно новым, по крайней мере, для России?

- Это был 1991 год и все мы помним, какая ситуация была в стране. Во многих сферах старое разрушалось, ничего нового еще не появилось. В сентябре я увидел по телевизору своего друга Александра Никитина. Это был репортаж о первом выезде велогонщиков на соревнования в Саранск совместно с прибалтами. Я в это время со своими воспитанниками занимался мотоспортом, картингом, автоспортом, т.е. техническими видами спорта. С 1986-го года я был руководителем клуба юных техников профсоюза аэропорта «Внуково». И когда в начале 1990-х годов началось все рушиться, нужно было каким-то образом продолжать занятия с детьми. Перемены наш клуб ощутил на себе не сразу – структура была очень сильной. Выпал случай познакомиться с Вадимом Раковым, который в то время работал в составе комиссии Федерации велосипедного спорта России. Он убедил меня начать заниматься велосипедным спортом и подарил несколько велосипедов. Ребята, обучавшиеся у меня, были технически грамотные, но мотоциклы и картинги в силу определенных финансовых затруднений к тому времени забросили, автоспорт вообще «замолчал». Их нужно было чем-то занять. Пересели на саранские велосипеды и приступили к тренировкам.  В 2000 году во Внуково было приглашено руководство Москвы. После посещения велодрома вышло постановление о строительстве во Внуково школы по велоспорту-ВМХ. В 2004 году вышло постановление о создании спортивной детско-юношеской школы олимпийского резерва «Нагорная».  Я там работаю с 2005 года.

- Приходилось ли к кому-нибудь обращаться за помощью в 1990-е годы, в том числе и консультационной?

- Да, конечно. Помогали Анатолий Беляев, Владимир Микулов и ряд других людей, специализировавшихся в этой области спорта. Они меня постоянно консультировали, помогли наладить связи с Саранским механическим заводом, где мы приобретали необходимые нам велосипеды. Тем временем в Саранске построили открытый велодром, а в 1992 году нас пригласили на первый чемпионат России, проходивший в Мордовии. Надо сказать, вообще тогда саранский велодром был очень широко известен в стране: все остальные ведь только начинали строить. Тогда, на первом чемпионате, мы, конечно, никому конкуренцию не составили, но увидели состав участников и приобрели некоторый опыт и стали иметь представление о своих соперниках. 

-  А как вообще пришел велоспорт-ВМХ в Москву? Откуда идут, скажем, корни зарождения экстремальных велогонок в России?

- В Москву велоспорт-ВМХ пришел двумя путями. Один через Внуково, через мотоциклистов, через Александра Никитина. А второй – через северный район Москвы – Бутырский, где в начале 1990-х начал строиться небольшой детский велодром. В 1994 году начал функционировать настоящий велодром во Внуково, возведенный по всем правилам УЦИ. На нем стали проводить различные соревнования, в том числе и международные. В 1998 году Россия уже была представлена на Всемирных юношеских играх в этом виде спорта. Участвовали в показательных выступлениях. Собрались участники почти со всей России: Мордовии, Пензы, Ижевска, Братска и т.д. Все это проходило во Внуково, благодаря энтузиастам моей группы людей и Анатолия Владимировича Беляева, который стоял у истоков зарождения велоспорта-ВМХ в России. Благодаря усилиям Беляева и Вадима Михайловича Ракова ребята из Саранска постоянно выступали в каких-то показательных соревнованиях на Гребном канале, во Внукове, в Бутырске. Большая работа со стороны Анатолия Владимировича, возившегося с этими ребятами в 1990-х,  стала огромным заделом  для развития экстремальных велогонок не только в Саранске. Он активно участвовал в организациях соревнований. Мы проводили несколько первенств России. Анатолий Владимирович занимался непосредственной их организацией: он и судий привозил, и команды, решал вопросы предоставления питания, проживания и т.д. Беляев – человек очень твердого характера, он не может свернуть, пока не выполнит поставленную перед собой задачу и решает он ее, как правило, очень хорошо. Для детей Анатолий Владимирович всегда выложится по полной, но и перед взрослыми он никогда кривить душой не станет. А если смотреть на «корни» экстремального велоспорта в России, то они, конечно, в Саранске. Саранский механический завод единственный выпускал в 1990-е годы велосипеды с колесами в 20 дюймов, необходимые для данного вида спорта. 

- Вы продолжаете советоваться с Анатолием Владимировичем до сих пор?

- Конечно. Например, я попросил его расписать технические требования по проекту крытого велодрома, который планируется построить во Внуково для СДЮШОР «Нагорная». Раньше он вел всю статистику, составлял рейтинг спортсменов и т.д. – всю информацию я получал через Беляева. Он в курсе всех событий в этом виде спорта, часто выезжает за границу, у него отличные отношения с известным на весь мир тренером олимпийского чемпиона Иво Лакучем. Мы с помощью Анатолия Владимировича сегодня здорово пообщались с Лакучем, который тоже высказался по поводу отдельных моментов проекта. Я знаю, как Беляев хотел, чтобы в Саранске появился крытый велодром, и он приложил к этому максимум усилий. Однако для меня стало полной неожиданностью, что как только объект появился, – Анатолий Владимирович остался не у дел. Обидно. Знаю о трудностях, с которыми ему приходиться мириться. Несмотря на это, он продолжает заниматься со своими ребятами. Они у него всегда в лидерах, особенно дев-

чонки. Если вы сейчас спросите о состоянии велоспорта-ВМХ в России – я вам ничего не отвечу. Если вы назовете фамилии участников – я скажу, как я к ним отношусь. А лучше картину развития экстремального велоспорта в России, чем Анатолий Владимирович, никто вам не даст. 

- Вы сказали, что Саранск – это город, откуда пошло развитие велоспорта-ВМХ, а сейчас как он выглядит на фоне остальных регионов?

- Лучше, чем остальные. Прежде всего, потому, что у него есть крытый велодром. Это очень большое дело – круглогодичные занятия. Ребята не теряют времени, всегда поддерживают свою спортивную форму. В России больше нет регионов, которые могли бы этим похвастаться. 

Е.Вирясова

Версия для печати Версия для печати