№ 16 (880)
Газета Мордовия

 

 

Праздники России

МНЕНИЕ

Довольны ли вы количеством спортивных площадок в своем городе?

Да, их достаточно
Площадок много, но не все они хорошего качества
Нет, у нас мало мест для занятий спортом
Их слишком много, лучше использовать эти площади для других нужд


Результаты опроса

Новости :: ЛичностьВыпуск № 16 (256) от 18.04.2012
Соратник Косыгина

  Уроженец Рузаевки, старейший железнодорожник России, заместитель Госплана СССР, первый главный инженер Московской железной дороги Виктор Бирюков отпраздновал столетний юбилей

В минувшем месяце в московском ресторане «Прага» с размахом праздновался столетний юбилей человека-легенды. Именинник – первый главный инженер Московской железной дороги, «отец БАМа», заместитель председателя Госплана СССР Виктор Бирюков. Его поздравили президент РЖД Владимир Якунин, руководство Москвы, многочисленные друзья и родные. В это же время в музее Московской железной дороги торжественно открылась выставка, посвященная Виктору Ефимовичу. Побывать на ней можно и сейчас. 

 

 

досье

 

Виктор Ефимович Бирюков (24 марта 1912, Рузаевка, Российская Империя) — заместитель председателя Госплана СССР, соратник А.Н.Косыгина и Н.К.Байбакова. Имеет 70 лет трудового стажа в транспортной сфере, в том числе 24 года — в Госплане СССР. Главный инженер Московской железной дороги с 1954 по 1963. Внёс значительный вклад в строительство Байкало-Амурской магистрали. Старейший железнодорожник России. Помимо железной дороги занимался проблемами развития автомобильного, водного и авиационного транспорта. По оценке экспертов, архитектор системы государственного планирования единой транспортной сети СССР. 

Окончил Конотопский железнодорожный техникум и Московский институт инженеров транспорта (МИИТ). Служил в 1933—1935 в Красной Армии на Дальнем Востоке. Участник Великой Отечественной войны.

На Московской железной дороге (включая отделения, вошедшие в 1959 в её состав) отработал около 30 лет. С 1946 — первый начальник Брянского отделения Московско-Курско-Донбасской железной дороги. Затем начальник Московско-Киевского отделения.

После Госплана Бирюков работал в отделе транспортных проблем Академии наук СССР.

 

награды

 

* Медаль «За оборону Москвы», 1944 г.

* Знак «Почётный железнодорожник» № 31526, вручён 27 марта 1944  г.

приказом наркома путей сообщения Л.М.Кагановича.

* Орден Трудового Красного Знамени, вручён 27 марта 1971 г.

* Почётный ветеран Московской железной дороги.

 

 

 

 

Потомственный путеец

Наверное, будущее Виктора Ефимовича было предопределено местом и временем его рождения. На свет будущий инженер и хозяйственник союзного масштаба появился еще в Российской Империи, в одном из самых молодых и быстроразвивающихся её городов – Рузаевке. Крупный узел на Транссибе привлекал грамотных и трудолюбивых специалистов, коим и был его отец – машинист Московско-Казанской железной дороги Ефим Бирюков. Здесь Виктор проведет первые 16 лет своей жизни.

- Именно в Рузаевке я и понял, что стану железнодорожником, - вспоминает он. – Другой альтернативы и не было. Самые трудовые, самые почетные профессии были связаны с железной дорогой.

Спустя годы семья перебралась на Украину, в не менее известный в среде железнодорожников город Конотоп. Здесь 16-летний Виктор Бирюков стал учащимся Конотопского железнодорожного техникума. Судьба больше не сведет его с мордовской землей, хотя та и останется навсегда в его сердце…

 

Рубежи в судьбе

Таковыми для Виктора Ефимовича станут назначение в Брянск, вернее - новообразованное Брянское отделение, родившаяся в новых границах Московская дорога и, наконец, Госплан СССР. 

Именно Виктор Ефимович Бирюков стал первым начальником Брянского отделения дороги. Произошло это в 1946 году, когда ему только-только исполнилось 34 года. Потом последует работа на Московской железной дороге. Именно тогда проявился инженерный талант Бирюкова. Получив предложение первого начальника Московской железной дороги Леонида Анатольевича Карпова занять должность главного инженера дороги, он с энтузиазмом принялся за дело. Тем более, что дорога взяла курс на внедрение высокопроизводительной техники во всех сферах огромного и сложного хозяйства. 

Через три с половиной года у Леонида Анатольевича Карпова состоялся еще один разговор с Виктором Бирюковым перед направлением того на новое место работы. Карпов при встрече сказал:

- Вас я отпускаю по просьбе министра Бещева, расставаться не хотелось бы, но ваши знания и опыт заслуживают работы большего масштаба.

 

И четверть века за Госплан…

Четверть века профессионал-железнодорожник, получивший трудовую закалку на столичной магистрали, отдал Государственному плановому комитету Совета Министров СССР. 

На заре перестройки Госплан был разгромлен.

- Я не раз задавался вопросом, почему в эпоху преобразований этот институт ведения хозяйства был разрушен одним из первых, — размышляет Бирюков. — И пришел к выводу, что сторонники «свободного» рынка спешили разделаться с серьезным противником бесхозяйственности и анархии, которые вначале пришли на смену плановой работе. Думаю, что Министерство экономического развития и торговли РФ, на которое в определенной мере возложена функция перспективного планирования, со временем начнет перенимать наш опыт, конечно, внося определенные коррективы, связанные с современными тенденциями.

И в Госплане Виктору Бирюкову во многом приходилось быть первопроходцем, зная проблемы транспорта изнутри, отстаивать позиции железнодорожников, авиаторов, всех, кто оказался под его началом. Строительство вокзалов, аэропортов, взлетно-посадочных полос, внутренних водных и морских путей, мощных газопроводов, таких как Уренгой—Помары—Ужгород, автомобильных дорог, электрификация важнейших железнодорожных направлений — во всем этом принимал участие Бирюков, будучи ответственным работником Госплана.

Виктор Бирюков всегда хорошо отзывался о тех, с кем ему приходилось работать. Но больше всего благодарных слов он говорит о председателе Совета Министров СССР Алексее Николаевиче Косыгине и о своем многолетнем руководителе, председателе Госплана Николае Константиновиче Байбакове, который на год старше Виктора Ефимовича. Глядя на этих двух, внешне совершенно не похожих людей, не перестаешь удивляться тому, как во многом они похожи внутренне. Организованный ум, четкое мышление, поразительная память, наконец, прекрасный русский язык. Легендарный председатель Госплана доверял своему заместителю и ближайшему  соратнику самые ответственные задания. Такие, как например, организация международного сотрудничества.

 

Опережая Европу

Международное сотрудничество — отдельная строка деятельности Госплана. Его опыт перспективного планирования активно изучался соцстранами, а взвешенные рекомендации, как правило, оказывались полезными в решении народно-хозяйственных проблем. Но и страны западного лагеря перенимали то, что было им полезно.

В этой связи показателен такой пример из практики Бирюкова. Сотрудничество в Европе между странами, не входящими в СЭВ, проходило в рамках Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН. В 1982 году Бирюкову было доверено на одном из пленарных заседаний доложить, как в Советском Союзе осуществляется электрификация железных дорог. После выступления, хорошо воспринятого аудиторией, руководитель французской делегации задал докладчику вопрос:

- Мсье Бирюков, вы не ошиблись в цифрах, называя объемы выполненных работ?

Услышав подтверждение уже сказанному, и француз, и все присутствующие были просто потрясены. Для Франции, Германии, других признанных железнодорожных держав мира подобные темпы в то время были невозможны. 

Особая строка этой истории – строительство БАМа. 8 июня 1974 года вышло постановление ЦК КПСС и Совмина СССР, предусматривавшее строительство этой грандиозной железнодорожной магистрали. «Начиная с момента его выхода, — пишет Бирюков, — в течение 13 лет мне довелось вплотную заниматься практическими вопросами строительства, бывать во все времена года на этой великой стройке». Рабочие и министры, политики и снабженцы — с кем только не приходилось общаться по проблемам БАМа за эти годы. Виктор Ефимович признает, что жизнь подтвердила ошибочность назначенного окончания строительства Северомуйского тоннеля в 1989 году. Вместе с тем он подчеркивает, что начавшиеся в стране преобразования также повлияли на сроки завершения работ.

Сейчас Виктор Бирюков – старейший железнодорожник России, один из первых почетных ветеранов РЖД. И по сей день железнодорожники обращаются к нему за советом. Виктор Ефимович состоялся во всем. Он не только профессионал, известный хозяйственник, но и любящий и любимый отец, дедушка и прадедушка. 

 

ПЯТЬ ФАКТОВ ИЗ ЖИЗНИ :

1. Ликвидацию плановых основ в экономике Бирюков считает одной из ключевых ошибок постсоветских реформ.

2. За всю трудовую карьеру Бирюков не нажил ни автомобиля, ни дачи.

3. Бирюков был членом Московского горкома КПСС, удостоверение которого бережно хранит по сей день.

4. За всю жизнь Виктор Ефимович не выкурил ни одной сигареты.

5. Автобиография Виктора Бирюкова «Жизнь особого назначения» выдержала три издания. Предисловие к ней написал бывший президент ОАО «РЖД» Г.М. Фадеев.

П. Семенов.

 

Версия для печати Версия для печати
Коментарии