№ 13 (877)
Газета Мордовия

 

 

Праздники России

МНЕНИЕ

Довольны ли вы количеством спортивных площадок в своем городе?

Да, их достаточно
Площадок много, но не все они хорошего качества
Нет, у нас мало мест для занятий спортом
Их слишком много, лучше использовать эти площади для других нужд


Результаты опроса

Новости :: Криминал (+16)Выпуск № 40 (228) от 05.10.2011
18 лет – за организацию банды

Верховный суд Мордовии вынес приговор Сергею Денискину и его подельникам

Оглашение приговора по громкому уголовному делу по обвинению троих представителей оргпреступности, занимавших «ответственные посты» в группировке «Светотехстрой»,  - Сергея Денискина, Станислава Вечкензина и Романа Хафизова – наделало шуму не меньше, чем  их задержание три года назад. Из последнего слова, предоставленного ему на судебном процессе, Денискин, известный в определенных кругах как Седой, умудрился устроить настоящее шоу. Смысл выступления саранского «авторитета» сводился к тому, что дело против него якобы сфабриковано, а сам он не имеет понятия, в чем его обвиняют.

 

Напомним, что 16 сентября коллегия присяжных признала Денискина виновным в организации банды, покушении на убийство и вымогательстве. Его «сподвижникам» Вечкензину и Хафизову вынесен обвинительный вердикт по мошенничеству. Кроме того, Вечкензин на пару с «боссом» был признан виновным в вымогательстве.



Встреча друзей

На последнее судебное заседание родственники Денискина приволокли громадную сумку, с какими обычно путешествуют «челноки». На вопрос судебных приставов о том, что находится в сумке, ответили, мол, «передачка» - сигареты, продукты и т.д. После объяснений, что передачи принимают в СИЗО, а не в суде, баул живенько оттранспортировали за пределы здания.

Станислав Вечкензин и Роман Хафизов, находящиеся под подпиской о невыезде, пришли в суд в сопровождении беременных жен. Денискина, которого в феврале этого года (после окончания следствия) отпустили под домашний арест, а в июле снова заключили под стражу за попытку надавить на свидетеля, доставил конвой.

Седой зашел в камеру, заметно прихрамывая: здоровье «авторитета» оставляет желать лучшего. Тут же возле решетки оказались Вечкензин и Хафизов. Засвидетельствовав «шефу» свое почтение, они несколько минут о чем-то шептались.



«Денискины рассказы»

Оглашение приговора предваряло последнее слово организатора банды.

- Я ни в чем не виновен, - как и следовало ожидать, заявил Денискин. – Это на двести процентов доказано мной и адвокатом. Вечкензина вообще приписали сюда только из-за того, что он мой родственник… Никто не участвовал ни в вымогательстве, ни  в мошенничестве, а уж тем более – организации банды и покушении на убийство. Я даже не знаю того человека, Шикина, которого якобы по моему приказу должны были убить… Но я знаю, почему все это происходит. Сотрудники правоохранительных органов сфабриковали против меня дело, они мстят мне за то, что проиграли суд в 2009 году…

(Здесь необходимо отвлечься и сделать экскурс в историю двухлетней давности. В 2008-2009 гг. в Верховном суде РМ проходил судебный процесс по делу преступной группировки «Светотехстрой». Двенадцать жителей Саранска обвинялись в участии в организованном преступном сообществе, бандитизме, умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, незаконном обороте оружия, вымогательстве, легализации денежных средств, незаконном лишении свободы, мошенничестве и самоуправстве. Процесс проходил с участием присяжных, вердикт которых после года судебного разбирательства прозвучал для сотрудников правоохранительных структур как гром среди ясного неба. Из двенадцати человек семеро были признаны вообще невиновными, остальные пятеро – виновными лишь в самоуправстве и одном эпизоде вымогательства. После столь неожиданного поворота событий Денискин, к тому моменту уже пребывающий под стражей, приободрился…)

- Когда в 2009 году присяжные вынесли оправдательный вердикт по статьям, которые должны были инкриминировать и мне, против меня сразу сфабриковали новое дело, - продолжал Денискин. – Они мне так и сказали: «Сергей Алексеевич, ты не думай, что выиграл, мы просто не работали с присяжными». Еще прозвучала такая фраза: «Мы тебя так распиарили, что если тебя не посадят – нас уволят с работы». Куда мы катимся? Не 37-й год, конечно, но все равно…  То, что здесь произошло, - очень страшно, печально и смешно… Я два года общаюсь с этими ребятами из правоохранительных органов, спрашиваю их: «За что? Зачем вы это делаете?» Они смеются и отвечают: «А как мы объясним Москве твой международный розыск? Ты же не белый и пушистый». После вердикта присяжных я поклялся: «Пусть моих детей съест рак, но я не совершал этих преступлений». Я делал это не для того, чтобы, как написали в газетах, прикинуться овечкой, а потому что мне важно, чтобы мои дети поверили мне. Я их очень люблю, и они знают, что я не буду врать, прикрываясь их именем. А то, что устроили сотрудники правоохранительных органов… знаете, даже в 90-е было проще…

- Подсудимый, ближе к делу, - заметил председательствующий на процессе Юрий Качаев.

- Я по делу, Ваша честь, - возразил Денискин. – Это все вранье и нелепость. Это идиотизм. А я невиновен, - завершил он выступление.

Подобную пламенную речь Седой выдал чуть позже в беседе с журналистами.

– Я обязательно буду бороться дальше, буду обжаловать вердикт, - заключил он.

 

Свершения

В криминальные круги Сергей Денискин вошел еще в конце 80-х. В следующем десятилетии ему удалось «подняться», заработать авторитет. Вместе со своим приближенным Владимиром Филипповым, все в тех же кругах известным как Феликс, он создал банду, которая входила в состав «Светотехстроя». Подразделение подчинялось лично Седому и было призвано пополнять «банк» группировки, не забывая при этом и о себе. Подчиненные должны были брать под контроль предпринимателей и расправляться с конкурентами из других группировок. Бригада была неплохо вооружена: у них имелись автоматы Калашникова, ружья, взрывчатка и т.д.

Как следует из приговора, осенью 2002 года по указанию Денискина его «подопечные» (сейчас они осуждены и отбывают наказание в местах лишения свободы) пытались устранить участника конкурирующей группировки 29-летнего Михаила Шикина. Противник «курировал» автостоянку, на которую имели виды и «светотехстроевские». Шикина расстреляли из пистолета, но, несмотря на множественные сложные ранения (одна из пуль задела позвоночник), он выжил. Правда, на всю жизнь остался инвалидом…

Не брезговал Денискин и вымогательством. Так, из материалов дела следует, что с  января по май 2005 года Седой на пару с Вечкензиным вымогал нежилое помещение в доме по улице Полежаева (сейчас там располагается парикмахерская «Шик»). К тому времени фамилии Денискина и Вечкензина были хорошо известны саранским предпринимателям. Чтобы не наживать проблем, собственники предпочли расстаться с помещением стоимостью примерно в миллион рублей и оформили его на родственницу одного из «светотехстроевских» участников.

Примерно в то же время Вечкензин и Хафизов развернули масштабную мошенническую деятельность. В группировке парни отвечали за так называемый «экономический сектор» и зарабатывали преимущественно на аферах с автомобилями. Именно по распоряжению Вечкензина и Хафизова их «подшефный» Сергей Кудашкин разъезжал по близлежащим регионам и якобы скупал у местных жителей автомобили. При этом отдавал 20-процентный аванс, клятвенно убеждая, что оставшуюся сумму внесет позже. Клиенты верили: Кудашкин оставлял расписки, правда, как выяснилось позже, они были оформлены по поддельным паспортам. Впоследствии машины реализовывались уже за полную стоимость. Следователи насчитали около 20 подобных эпизодов, ущерб по которым составил более 2 миллионов рублей. Кудашкин (он как раз был одним из тех двенадцати человек, в отношении которых развалилось дело о преступном сообществе «Светотехстрой») уже ответил за совершенные преступления: в октябре 2009 года Верховный суд РМ приговорил его к 3 годам 4 месяцам лишения свободы в колонии строгого режима.

Правда, представившийся ему шанс Кудашкин не использовал. Отделавшись, можно сказать, легким испугом (почти три года, пока длилось следствие, он провел под стражей, и это  время было зачтено в срок отбытия наказания), вскоре автоаферист оказался на свободе и вновь принялся за старое. Сейчас сотрудники Следственного управления МВД по РМ расследуют против него аналогичное уголовное дело. По данным СУ, 33-летний Кудашкин обещал «клиентам» пригнать элитные иномарки по низким ценам, собирал деньги, но выполнять обязательства не спешил. В результате более 60 потерпевших потеряли в общей сложности 60 миллионов рублей…



Вынужденная «эмиграция»

Но вернемся к Денискину. В конце 2005 – начале 2006 года, когда милицейское ведомство Мордовии взялось за декриминализацию региона, Седой и некоторые его соратники, включая Вечкензина и Хафизова, исчезли из города. Впрочем, неизвестно, кого саранский авторитет боялся больше: сотрудников органов внутренних дел или же своих «коллег по цеху», которые в очередной раз делили криминальную власть и собственность. Тем более, что в декабре 2005 года был убит Феликс – «правая рука» Денискина, а спустя полгода еще один ближайший помощник – Виктор Качаев. Кстати, при задержании в 2009 году на вопрос оперативников, почему он скрывается, Денискин ответил: «Боялся, что на родине убьют».

В 2006 году Седой был объявлен сначала в федеральный, затем – в международный розыск. Правда, в том же году сотрудники уголовного розыска МВД по РМ сумели выйти на его след, но операция по задержанию сорвалась: Денискина успели предупредить.

Время от времени республиканская пресса по электронной почте получала от его имени письма, оформленные как интервью, с полным раскладом закулисной жизни Саранска. В одном из них говорилось, что «деятель» эмигрировал за границу. Однако все оказалось намного прозаичней. Через пару лет напряженных поисков оперативникам стало известно, что Седой проживает в элитном подмосковном поселке Крекшино, по соседству со звездами российской эстрады. На этот раз задержание Денискина планировалось в условиях строжайшей секретности и находилось на контроле у министра внутренних дел России Рашида Нургалиева.

Масштабная операция по захвату Седого была проведена в июне 2009 года. Денискина взяли возле супермаркета «Патерсон» в подмосковном Одинцове, когда он вместе с охранником приехал туда за продуктами. Как рассказывал нынешний начальник полиции МВД по РМ Игорь Панкратов, проводивший задержание, вся операция заняла не более 10 секунд, Денискин даже не успел понять, что происходит, как на его запястьях защелкнулись наручники. Двумя неделями ранее в Москве задержали Вечкензина и Хафизова. У последнего оперативники обнаружили поддельный паспорт на имя Владимира Дикова. Находясь в розыске, Денискин и его подручные соблюдали строгую конспирацию: практически не встречались, общались исключительно по телефону. Как рассказывал потом Вечкензин сотрудникам органов внутренних дел, «просыпались, пили чай и так целый день»…



Рокировка с арестами

Следствие по делу Денискина сотоварищи продолжалось полтора года. В феврале 2011-го Следственное управление СКР по РМ передало уголовное дело в 60 томах на рассмотрение в Верховный суд Мордовии. Судебный процесс с участием присяжных длился полгода. Вину в предъявленных им обвинениях никто из подсудимых так и не признал.

Кстати, к тому моменту, когда дело было передано в суд, Денискин и его подельники обрели относительную свободу. Спустя год после задержания, в июне 2010-го, под подписку о невыезде отпустили Вечкензина и Хафизова, а в феврале этого года из-за болезни из СИЗО под домашний арест был выпущен и Денискин. Правда, через полгода, в июле, «авторитета» снова «закрыли». По имеющейся информации, Денискин активно работал с одним из свидетелей и за определенное вознаграждение предлагал ему отказаться от показаний в суде. Понятно, что, находясь под домашним арестом, сам Денискин не мог встречаться со свидетелем. Функции посредников в переговорах  исполняли двое сотрудников уголовного розыска. После того, как эти факты всплыли наружу, Денискин вторично оказался в СИЗО.



Вердикт и сроки

«Момент истины» для Денискина и компании наступил 16 сентября, когда присяжные удалились в совещательную комнату для вынесения решения. Четырехчасовое обсуждение закончилось обвинительным вердиктом, причем все без исключения присяжные признали Денискина организатором банды и  проголосовали за то, что он, в отличие от своих приспешников Вечкензина и Хафизова, не заслуживает снисхождения. Гособвинение, которое поддерживали представители республиканской прокуратуры, запросило Денискину 23, Вечкензину – 10 с половиной, Хафизову – 5 лет лишения свободы.

В результате приговором Верховного суда Денискину назначено 18 лет лишения свободы в колонии строгого режима. На 9 лет и один месяц в условия с таким же содержанием отправится Вечкензин. Хафизов получил 4 года общего режима. Прямо в зале суда на помощников Седого надели наручники и взяли под стражу. Приговор не вступил в законную силу.



«Полгода играл на публику»

- Дело по обвинению Денискина, Вечкензина и Хафизова было довольно сложным. С момента рассматриваемых событий прошло значительное время, а человеческая память недолговечна, забываются подробности, сглаживаются детали, - прокомментировала гособвинитель из прокуратуры республики Ольга Сухова. – Процесс был довольно тяжелым: трудно было убедить свидетелей явиться в суд для дачи показаний, некоторым даже оформляли привод. Были и такие, кто отказывался от показаний, данных во время предварительного следствия. Хочу отметить, что Денискин на протяжении всего процесса демонстрировал поведение, подобное тому, что вы видели во время последнего слова: играл на публику, давил на жалость присяжным. Но присяжные поверили представленным нами доказательствам, а не его доводам. Это для нас – самое главное.

- Считаю, что вердикт и приговор по делу Денискина – справедливые, более того, надеюсь, что на этом встречи Денискина с правосудием не прекратятся. Он замешан и в других преступлениях, и нам об этом известно, - сказал начальник оперативно-розыскной части №3 уголовного розыска МВД по РМ Алексей Логунков. – Что касается его утверждений, заявленных в последнем слове, то иначе, чем бредом, это назвать невозможно. Думаю, со стороны Денискина это был такой способ защиты – поливать грязью сотрудников правоохранительных органов. Роль Денискина была расписана его подельниками, кроме того, не стоит забывать, что он сам попросил, чтобы дело рассматривал суд присяжных. Поэтому не понимаю, какие претензии у него могут быть сейчас к правоохранительным органам.

Л. Филатова.

Версия для печати Версия для печати