№ 16 (880)
Газета Мордовия

 

 

Праздники России

МНЕНИЕ

Довольны ли вы количеством спортивных площадок в своем городе?

Да, их достаточно
Площадок много, но не все они хорошего качества
Нет, у нас мало мест для занятий спортом
Их слишком много, лучше использовать эти площади для других нужд


Результаты опроса

Новости :: СпортВыпуск № 44 (492) от 04.11.2016
По собственному желанию…

Разногласия со спортивным руководством Мордовии привели Леонида Аркаева к отставке

Один из самых известных тренеров советской эпохи Леонид Аркаев, кандидат педагогических наук, профессор, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств, кавалер шести орденов, человек, который на протяжении 31 года (с 1973-го по 2004-й) олицетворял собой спортивную гимнастику в стране, а начиная с 2007 года был старшим тренером сборной Мордовии, заявил, что покидает свой пост, причем делает это с тяжким сердцем.

 

Перед отъездом в Москву Леонид Яковлевич собрал в гостинице «Саранск» пресс-конференцию, на которой рассказал о причинах, которые подтолкнули его к принятию этого непростого решения. 

- Я начал работать в Мордовии с апреля 2007 года. Одним из условий работы была постройка специализированного зала для спортивной гимнастики. И надо отдать должное руководству Мордовии, он был построен. Один из самых лучших в России – по оснащенности, наличию тренажеров, условий для проживания юных спортсменов. Условия для работы были созданы замечательные. Они внесли свою лепту в прогресс, который был достигнут нашими спортсменами. 

Успех в спортивной гимнастике определяется комплексом факторов: трудностью исполняемых упражнений, техникой, стабильностью исполнения и их соответствием существующим тенденциям развития спорта. Приехав в Мордовию, я обнаружил, что до 1992 года здесь работала хорошая пара тренеров, сделавшая неплохой задел для развития спортивной гимнастики. Были неплохие воспитанники, но в последующие 15 лет школа занималась не столько развитием гимнастики, сколько сохранением определенных достижений. 

По сути, мне пришлось все начинать с нуля. Чтобы выстроить систему, так, как я это понимаю, мне приходилось много работать. Делал все возможное, чтобы спортсмены и тренеры имели перед собой хороший пример отношения к делу. 

Чтобы добиться успеха, надо много работать – это банальная истина. Мы начинали тренироваться с 6 часов утра, чтобы спортсмены успели в школу. При спорткомплексе был организован интернат, в котором живут иногородние ребята. Все было на самом высшем уровне. Но были и сложности. В частности, мне не хватало единомышленников. Наши тренеры, к сожалению, не верили в свои силы. «Пробить» головой потолок, приподняться над уровнем региональных соревнованиях – порой они даже не пытались этого сделать. К сожалению, не было специалиста по акробатике. Мне приходилось выполнять его функции самому, но тяжело, чисто физически. Был у нас один хореограф, но всего через год он уволился.

Нам иногда удавалось неплохо выступать на чемпионате Приволжского ФО, были и чемпионы, и призеры. Побеждали в командном зачете. Но большего достичь не удалось. Были проблески у Ольги Бикмурзиной, у Ксении Саболдаш, у некоторых других. Честно пытался им помочь, разговаривал с Олей, говорил, что она достигла только промежуточной ступени, но для того, чтобы подняться выше, пробиться в сборную страны, ездить на чемпионаты мира, Европы, ей нужно работать еще больше.

Также у многих наших спортсменок – проблемы с лишним весом. Когда они растут, растет их вес, и силовая работа тоже должна увеличиваться. И все наши тренировки были направлены только на то, чтобы удержать спортсменок на прежнем уровне. Физически мы не были готовы к освоению более сложных элементов. По этой причине мы, я считаю, потеряли многих потенциально талантливых спортсменов. Потому что у них была мода плакаться. «Аркаев – тиран, у него тяжело!», – жаловались они и переходили в другие группы, где и требования мягче, и спроса такого не было. Но Аркаев никогда бы и ничего не достиг, если бы был другим. 

- Когда вы почувствовали, что между вами и спортивным руководством республики прошел водораздел?

- Примерно два года назад. До меня дошли слухи о том, что министр спорта Мордовии Владимир Киреев в своем кругу называет мою работу в Мордовии малоэффективной, что я не даю результата, не воспитал ни одного чемпиона мира, Европы или Олимпийских игр. Но, во-первых, я и не давал никаких обещаний, что подготовлю олимпийского чемпиона. В нашем виде спорта к этому можно идти много лет, но так и не приблизиться. Я попробовал развить спорт в регионе, создать некую базу – и я же оказался виноват. Ведь развитие спорта – это не просто деньги и база. Это еще и кадры, определенные победные традиции, которые складываются десятилетиями.

Конкретно с министром спорта у меня отношения разладились после того, как я начал требовать выполнения выдававшихся ранее обещаний. Я понял, что меня все время обманывали. Я терпел. Но когда они назначили в школу нового директора, я понял, что меня просто хотят отсюда выдавитьпод любым предлогом. Что и случилось.

 

А. Пьянзин.

 

Между тем

Леонид Аркаев проработал в структуре сборной СССР/России по спортивной гимнастике 31 год (с 1973 года – старшим тренером мужской сборной страны. С 1986 до 1991 г. – начальником Управления гимнастики Госкомспорта СССР. С 1992 года – главным тренером мужской и женской сборных России). Его воспитанники принимали участие в семи Олимпийских играх (от Монреаля-1976 до Афин-2004) и выиграли 77 медалей (33 золотых, 26 серебряных и 18 бронзовых). В декабре 2005 года переехал в Южную Корею, где работал главным тренером женской команды и консультантом – мужской. После того, как его контракт с южнокорейской сборной закончился, из всех предложений, в том числе зарубежных, Аркаев выбрал предложение поучаствовать в становлении спортивной гимнастики в Мордовии. 

Версия для печати Версия для печати