№ 12 (876)
Газета Мордовия

 

 

Праздники России

МНЕНИЕ

Довольны ли вы количеством спортивных площадок в своем городе?

Да, их достаточно
Площадок много, но не все они хорошего качества
Нет, у нас мало мест для занятий спортом
Их слишком много, лучше использовать эти площади для других нужд


Результаты опроса

Новости :: След в историиВыпуск № 13 (305) от 27.03.2013
Солдат трех императоров

Петербургский художник П. Ф. Борель  сделал гравюру с фотографического портрета Кочеткова. Снят Василий Николаевич  за 11 дней до кончины.107 лет жил - 80 лет служил!

9 мая 2013-го в центре Ульяновска будет открыт  памятник уроженцу Большеигнатовского района Республики Мордовия Василию Николаевичу Кочеткову. А на малой родине о Солдате трех императоров никто даже и не помнит. Кто же он такой, этот воин, так взбудораживший умы наших соседей?

 

Василий Кочетков родился  в с. Спасское,  Курмышского уезда, Благовской волости, Симбирской губернии в 1785 году (сегодня это село Спасское Большеигнатовского района Республики Мордовия. Прим. авт.). Василий был из кантонистов, то есть он был солдатским сыном. Кантонисты со дня рождения находились в списках военного ведомства. «Кочетков начал служить в 1811 году марта 

7 числа, музыкантом», - сообщает о нашем земляке 192-й номер «Правительственного Вестника»  от  2 сентября 1892 г. 

Он с боями прошел всю Отечественную войну 1812 года. Потом в составе лейб-гвардии Павловского полка дрался с турками в войне 1828—1829 годов. Был переведен в лейб-гвардии конно-пионерный (инженерный) дивизион. В 1836 году, при жизни Пушкина, Василий Кочетков уже отслужил положенные 25 лет, но из армии не ушел.

В 1843 году 58-летний солдат оказался на Кавказе. Участвуя в военных действиях на Кавказе, Кочетков был трижды ранен: в шею навылет, в обе ноги с раздроблением левой голенной кости, и через год - снова в левую голень.

«Тяжко раненый в сражении при ауле Дарго, Кочетков попался в плен чеченцам, - пишет о Кочеткове «Правительственный Вестник». - Пробыв в плену 9 месяцев и 23 дня, он бежал оттуда, за что награжден знаком отличия Военного Ордена 4-й степени. В 1849 году, за выслугу лет, по экзамену, Василий Кочетков удостоен производства в подпоручики, но отказался от офицерского звания, получив установленный серебряный шеврон на левом рукаве мундира, офицерский темляк на саблю и 2/3 оклада прапорщичьего жалованья в содержание. В 1850 г. он переведен в штаб кавказского корпуса жандармов и в следующем 1851 году вышел в отставку».

Этим закончился первый период его военной службы, продолжавшийся сорок лет. За это время Кочетков участвовал в Отечественной войне 1812-1814 гг., в турецкой войне 1828-1829 гг., в войне с польскими мятежниками в 1830-1831 гг., в кавказской войне с 1844-1849 гг. и в венгерской кампании 1849 г. В частности, он находился: в Бородинском сражении 26-го августа 1812 г., в сражении под Лейпцигом в 1813 году, в составе войск, вступивших в Париж в 1814 г., при взятии турецких крепостей Варны, Исакчи и Силистрии в 1828-1829 гг., в сражениях на Грохольском поле и под Остроленкой, а также в штурме и взятии Варшавы 26-го августа 1831 г., в делах при вырубке Гойтинского леса в 1844 году, при ауле Дарго в 1845 году и при укреплении в Зырянах в 1846 г. и, наконец, - в деле при Дебречине в 1849 году. 

«Прошло два года, началась Крымская война 1853-1856 гг., и Кочетков вновь поступил на действительную службу, по призыву, для защиты Севастополя, в Казанский егерский полк, и здесь провел два года, участвуя в вылазках охотников, причем на Корниловском бастионе разорвавшеюся бомбою “закидан землею и мелкими осколками и каменьями, повредившими ему спину”. В 1856 году, лично Государем Императором Александром II, он был переведен в лейб-гвардии драгунский полк, а затем, в 1862 г., зачислен в роту дворцовых гренадер, и здесь произведен в унтер-офицеры».

В это время Кочеткову было уже шестьдесят лет от роду. Увешанный знаками отличия, он получал сравнительно достаточное содержание, имел хорошее служебное положение, но чувствовал в себе силы к дальнейшим подвигам, любил боевую жизнь воина и в 1869 году, “по поданной им докладной записке Государю Императору”, был послан на театр военных действий в Среднюю Азию, где и зачислен в 1869 году в Туркестанскую конно-артиллерийскую бригаду горных орудий фейерверкером 1 класса, причем при отъезде Государь Император лично пожаловал ему пятьдесят рублей. Здесь Кочетков участвовал во взятии Туркестана и Самарканда в 1870 году, а в 1874 году перешел песчаную степь, и в составе войск под начальством генерал-адъютанта Кауфмана 1 участвовал в хивинском походе и взятии Хивы. Этим он закончил свою службу в Азии и в том же 1874 году, по Высочайшему повелению, назначен снова на службу в жандармский корпус, в состав конвойных Императорского поезда на Курско-Киевской железной дороге.

«Через два года, т.е. в 1876 году, Кочетков по предложению Великого Князя Николая Николаевича Старшего поступил в сербскую армию волонтером, а затем, возвратясь на родину, по заключении мира между Сербией и Турцией в 1877 г., зачислился в последнюю восточную войну, в состав нашей действующей армии в 19-ю конно-артиллерийскую бригаду», - пишет «Вестник». Здесь неутомимый Кочетков участвовал в обороне Шипки, но в одном из сражений лишился левой ноги. Старик остался, однако, жив, и в 1878 году “за отличие” переведен в лейб-гвардии конно-артиллерийскую бригаду, откуда и уволен в отставку.

Безконечно длинный ряд подвигов представляет собою служба этого доблестного воина, служившего при трех Императорах, в 12 войсковых частях, трех родов оружия (пехоты, кавалерии и артиллерии), участвовавшего в десяти кампаниях и получившего шесть ран. Мундир его представлял редкое явление, будучи украшен на погонах соединенными вензелями трех Императоров: Александра I, Николая I и Александра II, а на левом рукаве восемью рядами нашивок из золотого и серебряного галуна и тесьмы; на шее же и на груди Кочеткова висело 23 креста и медали.

Умер Василий Николаевич Кочетков 31 мая 1892 года. Смерть настигла ветерана в дороге – он торопился на свою малую родину, в село Спасское.

«В Белозерске, Новгородской губернии, 30-го мая текущего года, проездом из С.-Петербурга на родину, скончался скоропостижно, от паралича сердца, один из старейших солдат Русской армии, отставной фейерверкер лейб-гвардии конно-артиллерийской бригады Василий Николаев Кочетков, 107 лет от роду», - так о смерти нашего земляка сообщил  все тот же «Правительственный Вестник».

И. Бахметшин, 

Ульяновск-

Б. Игнатовский район-

Саранск.

 

Справка

Спасское — село, центр сельской администрации в Большеигнатовском районе. Население в основном русские.

Расположено на р. Кише, в 16 км от районного центра и 70 км от железнодорожной станции Оброчное. Название религиозного характера: в честь Христа Спасителя. Упоминается в актовом документе 1685 г. В «Списке населённых мест Симбирской губернии» (1863) Спасское — село удельное из 86 дворов Курмышского уезда». Фамилия Кочетковых в селе не редкость. Заслуженный учитель Мордовии Кочеткова Е.Б., например, была в 1980-1990-х гг. директором Спасской школы, а Кочеткова Е.И. работала здесь учителем. 

 

P.S. Это, конечно, здорово, что ульяновцы собрались поставить памятник нашему земляку в центре своего города. Все правильно. Из Симбирской губернии – значит, он и их земляк тоже.

Ну а что же мы? Как бы хорош был бронзовый Кочетков где-нибудь в скверике у военкомата или вокзала. Или даже в новом микрорайоне Юбилейный. Но нет. Мы легко льем из металла безымянных водопроводчиков, слесарей, дворников и даже лисиц (И деньги – не проблема!). Вон атюрьевцы и блин из бронзы изготовить даже решили. А что? Прикольно, и, значит, в газетах напишут, по телевизору покажут. 

А вот увековечить память храброго земляка нам, получается, слабо. Не интересно.

А ведь биография Василия Кочеткова достойна быть занесенной в Книгу рекордов Гиннесса! Это же подумать только – простой солдат из мордовской глубинки столько войн обломал! Джон Рембо отдыхает! Нет, Рембо нервно курит в сторонке. От зависти!

Версия для печати Версия для печати