№ 16 (880)
Газета Мордовия

 

 

Праздники России

МНЕНИЕ

Довольны ли вы количеством спортивных площадок в своем городе?

Да, их достаточно
Площадок много, но не все они хорошего качества
Нет, у нас мало мест для занятий спортом
Их слишком много, лучше использовать эти площади для других нужд


Результаты опроса

Новости :: Происшествия (+16)Выпуск № 50 (394) от 12.12.2014
Смерть Самурая

На Донбассе погиб 22-летний доброволец из Мордовии 

Трагическое известие пришло в начале прошлой недели с юго-востока Украины: под Мариуполем погиб 22-летний боец народного ополчения Григорий Сурайкин из Мордовии. Бывший десантник, известный под позывным «Самурай», отправился в Донецкую народную республику два месяца назад, к Новому году планировал приехать домой в отпуск, но первый день зимы стал в его жизни последним…

 

Как рассказали участники событий, диверсионно-разведывательной группе, в которой служил уроженец ичалковского села Дубровское, не раз поручали ответственные задания. На этот раз они выполняли поставленную перед ними задачу в Волновахском районе, а 1 декабря разведотряд Самурая совершал бросок в район Новоазовска. Путь пролегал мимо Мариуполя. Григорий шел во главе группы из пяти человек, не заметил замаскированную «растяжку» и наступил на нее. После взрыва сдетонировал и гранатомет «Муха», который нес Самурай. Молодой человек погиб на месте, остальные добровольцы получили ранения, но смогли вернуться на базу…

- Григория всегда отличала необыкновенная воля и истинный патриотизм. Он вел здоровый образ жизни, занимался спортом, увлекался историей, был начитанным, образованным, общительным парнем. Много лет состоял в отряде «Поиск», выезжал в экспедиции, - рассказывает односельчанин и друг Сурайкина по имени Олег. -  Гриша закончил ичалковский педколледж, очень серьезно готовился к армейской службе, его целью было служить в Воздушно-Десантных войсках. Он и меня увлек подготовкой, в результате в 2010 году нас обоих призвали в ВДВ. Перед уходом в армию Григорий успел еще поступить на исторический факультет Мордовского госуниверситета.

Вернувшись из армии, Сурайкин организовал при педколледже отряд молодого десантника, возглавил поисковое движение в районе, развивал военно-патриотическое направление. 

- События на Украине Гриша воспринимал с болью в сердце. Его до глубины души потрясла история, произошедшая с отрядом спецназа «Беркут», когда сотрудники подразделения, офицеры, оказались беззащитны перед радикалами с Майдана, - продолжает Олег. – К концу весны, когда начались боевые действия в Луганской области, Гриша стал подумывать о том, чтобы уехать туда. Он считал ситуацию на юго-востоке Украины, мягко говоря, несправедливой и искренне хотел помочь местным жителям, попавшим в беду. Ближе к осени у Григория сформировалась решимость, он искал контакты с добровольцами, узнавал, как формируются отряды… Конечно, я пытался его отговорить, но в то же время понимал, что это бесполезно: характер у друга был непреклонный. Не слушал он и свою девушку, которая тоже была против этой поездки… Гриша говорил, что готов умереть. Он вообще был почитателем кодекса чести самурая, считал достойным и правильным погибнуть в бою. Собственно, отсюда и его позывной – «Самурай»…

Осенью Сурайкин узнал в соцсетях об очередном наборе добровольцев и стал действовать. Сказал родителям и знакомым, что уезжает в Москву на заработки, а сам отправился на сборный пункт в Ростов. Оттуда 15 добровольцев, среди которых он оказался, перебросили в Донецк. Спустя некоторое время Самурай все-таки позвонил отцу и попросил благословения. Родители от такого известия испытали шок…

- Гриша до последнего момента был на связи – звонил, писал, справлялся о жизни, но о службе практически не говорил, - рассказывает Олег. – В начале декабря мне позвонил товарищ и сказал, что Гриши больше нет. Я не сразу смог в это поверить. 

Не сразу поверил в случившееся и боевой товарищ Григория из Санкт-Петербурга.

- Я до сих пор нахожусь в шоке, - говорит ополченец Олег Финский. – Мы познакомились с Самураем в Донецке, служили в одном подразделении, проживали в одном кубрике. Отличный был парень! Надежный, храбрый, крепкий духом, настоящий патриот, который приехал протянуть руку помощи славянскому народу. Вместе нам пришлось пережить немало. По понятным причинам описывать события не буду, скажу лишь, что телевидение показывает в эфире далеко не все... В ноябре я уехал в отпуск, Самурай должен был вернуться домой к концу декабря, а в январе мы вместе собирались обратно…

Хорошо помнит Григория Сурайкина директор Мемориального музея военного и трудового подвига 1941-1945 гг. Николай Кручинкин, долгое время руководивший поисковым движением Мордовии. 

- Григорий запомнился как верный и ответственный поисковик, на которого всегда можно было положиться. Для него не существовало слова «нет», он без лишних слов выполнял задания. Я никогда не слышал, чтобы он ругался или повышал голос, - рассказал Кручинкин. – Удивило ли меня, что он уехал на Донбасс? Скажем так, Мордовии это несвойственно. Но, зная взгляды, идеалы Григория, его склад характера, я думаю, что он по-другому не мог. Деньги и слава его не интересовали, а вот защищать мирных людей – вполне в его духе.

Друзья и близкие павшего бойца тяжело переживают его гибель. «Если бы был второй шанс, может быть, я смогла бы отговорить его. Оказать поддержку - мало, надо суметь переубедить. Больше всех виновата, что отпустила туда, веря, что вернется. Лучше бы это случилось со мной, чем теперь вот так страдать…», - написала на  своей странице в соцсети девушка Григория.

Тело Самурая доставили на малую родину в конце прошлой недели. Везти «груз 200» с Донбасса пришлось его отцу и старшему брату. В понедельник ополченца похоронили в Ичалках. Командование Вооруженных сил Донецкой народной республики за мужество, храбрость и отличное выполнение задания посмертно наградило Григория Сурайкина Георгиевским крестом IV степени.

Версия для печати Версия для печати